Маленькие пленники ИГИЛ (ФОТО, ВИДЕО)
Только по официальным данным, за последние 5 лет попытки присоединиться к террористической организации ИГИЛ сделали около 900 граждан Азербайджана. Большей части удалось уехать на подконтрольные ей территории.
Из Азербайджана в Сирию и Ирак уезжали не только молодые мужчины, готовые влиться в ряды боевиков, но и семейные пары, и матери семейств, бросившие мужей. Мейдан ТВ рассказывает историю одной азербайджанской семьи, которую разделило ИГИЛ*.
Жительница города Хырдалан, что недалеко от азербайджанской столицы, Парвана Ахмедова, 16 апреля 2014 года ушла из дома вместе с двумя дочерьми, старшей из которых, Назрин, было 9 лет, а младшей Лале — 3 года. Парвана оставила мужу записку, в которой просила ее не искать.
«Писала, что переезжает. Предлагала [мне забыть ее и] начать новую жизнь», — пересказывает Ильгар Юсифов записку, обнаруженную дома после отъезда жены и двух дочерей. Ильгар утверждает, что жена с детьми отправилась в сирийский город Ракку. В записке этого не было, но вскоре после отъезда Парвана позвонила и сказала, где находится, а потом даже присылала ему видео и фотографии с детьми.
Среди фотографий, которые Ильгар передал Мейдан-ТВ, есть такие, на которых девочки сняты с оружием в руках; есть фото с флагом ИГИЛ на заднем плане; есть фотография вида c балкона в доме, в котором, вероятно, они живут — улица с уходящими вдаль минаретами.
Вид из балкона квартиры, в которой проживают супруга и дочери Ильгара Юсифова
Фото из личного архива Ильгара Юсифова«Мы приехали стать шахидами»В том же году похожий инцидент произошел на севере Азербайджана, в селе Хачмазского района. 37-летняя мать двоих детей Чичек Бейбалаева сначала потребовала от мужа развода, назвав причиной его «безбожность». С несвойственной большинству жительниц азербайджанских провинций решительностью, Чичек, не стала дожидаться развода, забрала детей (старшему было 15, младшему 13 лет) и переехала из дома мужа в соседнее село.
Вскоре туда отправилась мать Чичек — уговаривать дочь вернуться к мужу, но уже не застала ни саму Чичек, ни детей.
Через некоторое время Чичек вышла на связь — она позвонила матери и коротко проинформировала: «Мы в Алеппо. Приехали, чтобы стать шахидами. С вами, безбожниками, жить невозможно». И связь прервалась.Номер, с которого звонила Чичек, есть в редакции, он действительно с кодом Сирии, но звонки на него не проходят.
Это стало вторым ударом для родителей Чичек: к тому времени их младшая дочь, сестра Чичек, якобы отправившаяся на заработки в Тюмень, уже жила в Алеппо вместе с мужем и двумя детьми. Старшему на тот момент было два года, а младшему — всего два месяца.
О том, что в Сирии и Ираке есть несовершеннолетние дети из Азербайджана, открыто заговорили только этой осенью. В октябре из Ирака в Азербайджан привезли трехлетнего Абдуллу. Мальчик, родители которого погибли в бомбардировках, успел пожить в багдадском приюте, прежде чем его узнали азербайджанские родственники.
Вскоре после этого министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров заявил, что «в Ираке находятся более 100 женщин и детей из Азербайджана». В общей сложности, если верить международным медиа, в сентябре в Ираке оставались около 1400 женщин и детей, членов семей погибших боевиков ИГИЛ.
Лала Юсифова
Фото из личного архива Ильгара Юсифова