А что мы видим на деле?
На территории Среднего Урала, по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской и Курганской областям, за последние 19 лет были ликвидированы 75 больниц из 228. С фельдшерско-акушерскими пунктами ситуация ещё хуже: закрыто 280 из 842. Результаты же самолечения людям выходят боком.
— В 2018 году у нас в регионе на рабочем месте от общих болезней, не связанных с травматизмом, умерли более ста человек, — говорит главный доверенный врач Федерации профсоюзов Свердловской области Владимир Бондарчук. — Таких страшных показателей ещё 10 лет назад не было, а сейчас эта печальная кривая растёт стабильно.
— Трагические последствия «оптимизации» в сфере здравоохранения власть признаёт уже не первый год, — вторит ему президент АНО «Белая трость» и член Общественного совета минздрава области Олег Колпащиков. — И что же? До сих пор в регионе не разработан план поэтапного выхода из ситуации с дефицитом медицинской помощи.
Доходят ли эти упрёки и благоразумные советы до тех, кто сегодня по долгу службы обязан хотя бы частично компенсировать чудовищный вред, который безмозглые «реформы» нанесли экономике страны и её населению?
Ответ на этот вопрос можно найти в материалах недавнего заседания правительства Среднего Урала, где обсуждались промежуточные итоги программы «Пятилетка развития», которая была сформирована в 2017 году по инициативе губернатора Евгения Куйвашева. Особо выделим: этот проект, как постоянно подчёркивает сам автор, был разработан на основе предложений жителей региона.
По словам заместителя губернатора Олега Чемезова, «по многим показателям свердловчане уже живут в 2021 году». И назвал в качестве примера продолжительность жизни земляков, которая в 2019-м составила 73,1 года. А одной из главных причин снижения смертности выступавший видит высокую обеспеченность жителей услугами скорой медицинской помощи — 99,2 процента.
Докладчик не пояснил, относится ли данный показатель только к населению крупных городов, но тот факт, что в сёлах и деревнях упомянутого нами Каменского городского округа, в Нижней Салде, Новоасбесте, Лобве, ЗАТО Уральском, посёлке Пышма и Нижней Туре, Карпинске и целом ряде других округов больше всего жалоб в минувшем году было как раз связано с проблемами «неотложки», — ни для кого не секрет. Особый общественный резонанс с освещением в федеральных СМИ получила история в селе Андрюшино Гаринского городского округа, где из-за отсутствия дорог заболевших младенцев пришлось везти за десятки вёрст на тракторе. Такая вот «почти 100-процентная обслуга «скорой»...
Завидному росту социально-экономических показателей в регионе, о котором шла речь на заседании правительства под аккомпанемент аплодисментов авторам программы «Пятилетка развития», подмочило репутацию другое совещание. Его проводило полпредство президента УрФО в рамках контроля хода реализации нацпроектов. Оказалось, что «опорный край державы» зачастую нуждается если не в скорой медпомощи, то в костылях непременно.
Выяснилось, что по выполнению нацпроекта «Экология» Свердловская область среди субъектов РФ занимает последние строчки, а почти 40 процентов заболеваний населения обусловлены загрязнением окружающей среды. При этом в регионе не хватает более двух тысяч врачей, а обеспеченность участковыми терапевтами в два раза ниже, чем в среднем по России.
Несмотря на развитие IT-технологий, Средний Урал находится лишь на пятом (из шести) месте в УрФО по доступу жителей к интернету, а 200 населённых пунктов в регионе до сих пор не охвачены сотовой связью. Что же касается дорожного нацпроекта, то в рейтинге по качеству дорог местного значения индустриальный край занимает весьма скромное 57-е место в стране.
Но прозвучавший негатив вряд ли станет уроком для команды губернатора. Она теперь крайне озабочена другими глобальными проблемами: необходимо оправдать высокое доверие, оказанное проведением грядущей Всемирной универсиады в Свердловске, а в 2023 году с размахом задуманные празднования 300-летия образования нынешней столицы Урала и юбилей «города металлургов» — Нижнего Тагила.
Где же власти планируют изыскать весьма нехилые средства на проведение столь грандиозных мероприятий? Да всё из того же «резерва» — за счёт ампутации социальных расходов.
В этом плане просто бьёт по мозгам следующее сравнение. В дополнительные расходы, которые были учтены после обсуждения законопроекта о бюджете на 2020 год и плановый период следующей двухлетки, на укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи выделено порядка 107 миллионов рублей. Зато на «именины» Нижнего Тагила «наскребли» 2,1 миллиарда, а на подготовку к юбилею Свердловска не пожалели аж 11,5 миллиарда рублей.
Почувствовали разницу?
Словом, пой, пляши и веселись, народ, и забудь про свои болячки!