Этим не предполагается дать окончательную оценку формы организации. Дело заключается лишь в отвержении необоснованных утверждений и побудить товарищей посмотреть на некоторые дела с другой стороны. И вообще мы должны привыкнуть оценивать эти дела более широко. Организация представляется нам как обязательная надобность, и наше движение по нашему убеждению тяжело пострадало от недостатка организованного содействия. Но это не значит, что в этом кроется причина всех бед.
Организация всегда является вопросом второстепенного значения, которая определяется требованием повседневной жизни. Главным является дух, который проявляется членами организации. Этот дух самая лучшая организация не может искуственно вырастить. Но он находит в организации и с ее помощью широкое поле для своего проявления. Если дух отсутсвует, то и самая прекрасная организация останется мертвым техническим аппаратом, который не в состоянии возбудить замершую силу к новой жизни.
Является также глубоко ошибочным видеть в организованном начале корень авторитарного мышления. Я редко встречал человека, который оказывал столько терпеливости по отношению к другим взглядам, как наш старый друг Малатеста - который всю свою жизнь оставался неутомимым борцом организации. И я познакомился с жесточайшими противниками всякой организации, которые сохраняли диктаторские свойства и скорее годились в большевики чем в анархисты. В этих делах человеческие качества играют решающее значение.
Если мы поставим вопрос, что делать, чтобы реакции авторитарного мышление противодействовать на международном уровне, то мы не должны забывать что и здесь не существует волшебных средств. Но новым познанием в наших рядах и их проявлением в практической жизни можно достичь многого, что приведет к расширению влияния наших идей, что является лучшим гарантом против распространения авторитаризма. Прежде всего мы должны углублять этическую сторону наших идей в наших рядах, и привести их к практическому применению. Если мы проповедуем другим терпимость, и настаиваем на том что органическое оформление свободного и социалистического общества может решиться только путем свободного эксперимента, так как проявление авторитарного насилия приведет лишь к новой форме власти, тогда мы должны проявить нужную терпимость в духе свободы и солидарности. Слово Бакунина, что личная свобода находит свое подтверждение в свободе других, все еще верно, и мы никогда не сможем ожидать уважения нашего человеческого достоинства, если втаптываем человеческое достоинство других в грязь.
Мы должны остерегаться видеть в анархизме закрытую систему, для которой все вопросы уже решены. Этот взгляд всегда ведет к бесплодному доктринаризму, который не имеет созидательной силы. Для этого требуется постоянное влияние и взаимовлияние наших идей с бесчисленными проявлениями реальной жизни. Только так можно углубить влияние мысли свободы и социальной справедливости в обществе и подготовить ей свой приют. Чудесное слово Ибсена касается и нас:
"Кто владеет свободой иначе, чем стремлением к ней, тот владеет ей мертвой и бездушной. Потому-что значение свободы имеет свойство постоянно расширяться во время овладания ей. И по-этому, если кто-то во время боя остановится и скажет: сейчас она моя! - то он этим доказывает, что он ее потерял. Но именно это мертвое понятие свободы - иметь определенную ограниченную точку зрения на свободу - характерно для государственных обьединений."
- Не только для государственных обьединений. Анархические группы в этом не являются исключением, потому-что это характеристическое влияние авторитарной мысли.