Из: Новиков Николай Иванович (1744-1818).
"О воспитании и наставлении детей". Полнее и точнее в: Прибавления к Московским ведомостям, 1783, номера, с пропусками, от 2-го до 94-го. -
Кто несколько только размышлял о влиянии ... воспитания на всю прочую жизнь человека, тот признает, что:
воспитание детей для государства, так и для каждой особенной фамилии ВЕСЬМА ВАЖНО.
С самыми лучшими законами, с самой религией
(ZT. равно как и с самым господствующим атеизмом),
при самом цветущем состоянии наук и художеств государство имело б весьма худых членов, если б правительство пренебрегло сей единый предмет, НА КОТОРОМ УТВЕРЖДАЕТСЯ ВСЁ В КАЖДОМ ГОСУДАРСТВЕ.
(ZT. Ибо) самое изрядное учреждение правосудия не делает служителей оного совестливыми, а судей неподкупными;
самая (ZT. какая ни возьмите) религия не может воспрепятствовать, чтоб недостойные служители не делали её иногда покровом гнуснейших пороков ..
Изящнейшие законы благочиния мало могут действовать, если честность, искренность, ЛЮБОВЬ К ПОРЯДКУ, умеренность и подлинная любовь к отечеству суть чуждые гражданам добродетели.
(ZT. Воистину в социальном) всё зависит от того, чтоб всякий образован (ZT воспитан, сформирован) был к добродетелям состояния своего и звания.
Но когда же должно, когда же может предпринято быть сие образование (ZT. воспитание, формирование), если не в том возрасте, в котором душа открыта всякому впечатлению и ...
(ZT. только при правильной организации детства !)
удобно исполняется благородным чувствованиям, привыкает к справедливым правилам и утверждается в добродетельнейших способностях,
равно как и (ZT. при швах или никакой организации детства = в диком и разухабистом окружении) предается механизму чувственных похотей, огню страстей и заранее обманчивых примеров и ПРИНИМАЕТ НЕСЧАСТНУЮ СПОСОБНОСТЬ К (вампиловскому
http://zt1.narod.ru/vampil01.htm) ДУРАЧЕСТВУ И ПОРОКУ?
Итак: ПРОЦВЕТАНИЕ ГОСУДАРСТВА, БЛАГОПОЛУЧИЕ НАРОДА ЗАВИСИТ НЕОТМЕННО ОТ ДОБРОТЫ НРАВОВ,
А ДОБРОТА НРАВОВ - НЕОТМЕННО ОТ ВОСПИТАНИЯ.
Законодательство, религия, благочиние, науки и художества ?.. Однако если нравы уже повреждены, то и оные перестают быть благодетельными; стремительная река развращения РАЗРЫВАЕТ сии защиты, ОБЕССИЛИВАЕТ законы, ОБЕЗОБРАЖИВАЕТ религию, ПРЕКРАЩАЕТ успех всякой полезной науки и ДЕЛАЕТ ХУДОЖЕСТВА рабами глупости и роскоши.
Единственно воспитание есть подлинный творец добрых нравов; чрез него (ZT. через правильное воспитание, правильное поставленное детство и отрочество) рождается вкус к добродетели, привычка к порядку и чувствование изрядного;
через него (ZT. через правильное воспитание) - отеческий дух, благородная (на истине и знании основанная) народная гордость, презрение всего прикрашенного и маловажного, любовь к простоте и к натуре со всеми человеко- дружественными, общественными и гражданскими добродетелями ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ СЕРДЦАМИ ГРАЖДАН;
через него (ZT. через правильное воспитание) - мужчины и женщины должны образованы быть сходственно с их полом, а всякий особый класс государства тем, чем ему быть надлежит.
ВСЕ ПРОЧЕЕ СДЕЛАЕТСЯ УДОБНЫМ, КОГДА ВОСПИТАНИЕ ДОСТИГНЕТ ВОЗМОЖНОЙ СТЕПЕНИ СВОЕГО СОВЕРШЕНСТВА;
ЗАКОНЫ УСПЕВАЮТ ТОГДА САМИ СОБОЮ...
НАУКИ ДЕЛАЮТСЯ...
ХУДОЖЕСТВА УКРАШАЮТ ЖИЗНЬ...
ВСЯКИЙ ОТДЕЛ ГРАЖДАН ПРЕБЫВАЕТ ВЕРЕН СВОЕМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ;
И ВСЕОБЩЕЕ ТРУДОЛЮБИЕ, ПОДКРЕПЛЯЕМОЕ УМЕРЕННОСТЬЮ И ДОБРЫМ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВОМ, ДОСТАВЛЯЕТ И САМОМУ НАРОДУ БЕЗОПАСНОСТЬ ОТ НЕДОСТАТКА И ДОВОЛЬСТВО СВОИМ СОСТОЯНИЕМ...