Из книги Берл Лазара "Еврейская Россия" (перевод с иврита)Мы выехали из центра и направились по менее ровным дорогам, по сторонам стали больше мелькать обветшалые советские строения, а пышность и ухоженность элитных кварталов центра Днепропетровска сменилась грязью и неприбранностью спальных районов, похожих как близнецы друг на друга.
Автомобиль Каминецкогоследовал в одно из таких серых и убогих мест и остановился возле большого количества мусорных баков. Я состроил улыбку недопонимания, и спросил, что мы тут делаем.
На что раввин сказал мне, что я все сейчас узнаю и нам следует прогуляться без охраны по этой местности. Я с неохотой, но по прежнему улыбаясь согласился.
Мы были в типичном одеянии ХАБАДников, черные широкополые шляпы, белые рубашки и черные пальто. Когда мы отошли от машины и вышли на улицу этого сомнительного в своем благополучии квартала, Шмуэль наконец начал говорить:
— Мне очень лестно, что вы посетили меня, друг мой. О ваших делах и мудрости как раввина говорит каждый мой знакомый еврей, но прежде чем мы поедем на открытие днепропетровского центра "Менора" я бы хотел показать вам самые лучшие достопримечательности нашего города и поделиться частичкой своей мудрости.
Он говорил на иврите резко, быстро и сухо, но в этой деловитой сухости чувствовалось расположение ко мне и глубокий пиетет. Мы медленно ступали по кварталу в своих черных шляпах, а Шмуэль продолжал:
— Поглядите на эти мусорные баки сколько возле них грязи, если хорошенько рассмотреть эти улицы, то можно узреть куда больше мусора вне их, чем в самых мусорных баках.
Я смотрел удивленно и слушал его по прежнему не понимая главного раввина Днепропетровска.
Между тем прохожие, вероятно местные жители, бросали в нашу сторону резкие и неприветливые взоры видя нашу чистую ухоженную дорогую одежду и черные шляпы, не вызывавшие сомнений к какому народу мы принадлежим. Один из прохожих особо резко глянул на меня и проходя мимо не подумал подвинуться на тротуаре, немного задел плечом Каминецкого.
Это было сделано намеренно, но Ребе не издал ни звука и даже не обернулся на обидчика, хотя гой только и ждал казалось какой-то реакции с его стороны. Когда мы уже были далеко от гоя Шмуэль молвил:
— Видите сколько злости и агрессии в этих взглядах и толчках, как они нас открыто ненавидят и презирают, я каждый раз хожу тут и восхищаюсь их негодованием.
— Но, ребе, что же тут хорошего? — воскликнул не понимая его речей возмущенный я — Это вероятно самый грязный и бедный район, гои просто сочатся ненавистью к нам, и если бы могли испепелили бы нас своими взглядами.
Каминецкий не успел ответить, как в нашу сторону с другой стороны дороги послышались возгласы и веселые улюлюканья.
— Жиды, что вы тут забыли? Жиды! Ух, жидяры! — кричала кучка молодых гоев в нашу сторону, а проходящий старик начавший сверлить нас взглядом сплюнул и выругался "Жидорва проклятая! Воры и подонки! Разворовали страну, твари!"
В моих жилах кровь начала циркулировать быстрее и меня обуял страх, ведь телохранители остались уже далеко возле машины. Между тем на лице Каминецкого не дрогнул ни один мускул, он лишь пошел еще быстрее, я же уже дрожал всем телом, испытывая на себе неприкрытую агрессию гоев. Наконец я не выдержал видя как мы приближаемся к кварталу еще более серому и убогому чем предыдущий.
— Рав — воскликнул я уже не скрывая эмоции — зачем мы сюда явились?! Почему сразу не поехать на открытие центра "Менора?"
Каминецкий наконец остановился и посмотрел на меня очень внимательно, видя мою неприкрытую дрожь и недоумение посещением этих злачных мест. Перейдя на идиш он размеренно начал говорить:
— Истинное великолепие спектакля никогда не на сцене, а всегда за ней, в сути его создания, а не воплощения. Творящий ум смотрит в глубину и любит больше всегда акт творения, а не механику воплощения, так он открывает для себя удовольствие осознания. Вы попросили вам показать великолепие, но настоящий блеск и истый смысл всегда глубок и парадоксален. Подножием блеска служит тьма, вторая сторона медли придает великолепию еще более острый вкус.
Сейчас мы поедем смотреть на один из самых больших и грандиозных в своем архитектурном изяществе еврейских центров мира, но ее возведение — это суть и производная этих кварталов. Проходя каждый раз по этим кварталам и слыша злобные восклицания, ловя завистливые взоры гоев, лицезря всю нищету районов где они обитают, я каждый раз смакую настоящий вкус нашего богатства, благополучия и здоровья. Суть великолепия, богатства и успешности нашей общины будет не через двадцать минут, когда вы будете всматриваться в уникальность архитектуры, суть успеха тут и сейчас, в великолепии разложения гоев принесшее нам богатство и успех.
https://m.vk.com/wall-45494205_219064