Дабы рассеять заблуждения, бытующие в нашем обществе относительно понятия шахид, отметим, что шахидом не может считаться человек, который взрывает невинных людей, при этом убивая самого себя. Убийство невинных и самоубийство запрещены Всевышним Аллахом:
«…кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям.» [Коран, 5:32]
«Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам.» Коран, [4:29]
Некоторые из тех, кто совершает нападки на ислам, приводят военные походы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) как доказательство того, что ислам позволяет убивать мирных граждан, и что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прибегал к насилию против некоторых народов, в особенности – персов и римлян.
Однако необходимо принимать во внимание, что как персы, так и римляне сами пришли с войной на Аравийский полуостров. Они оккупировали земли мусульман и сражались против ислама. Поэтому те битвы, которые вел против них Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), были актами самообороны, целью которых было защитить свою землю и свою веру, а не навязать силой ислам кому бы то ни было.*
Из истории мы знаем много империй и государств, где под разными предлогами репрессировали и уничтожали инакомыслящих. В исламе нет места таким методам. Например, в эпоху становления исламского Халифата рядом с мусульманами жили и христиане, и иудеи, и язычники. Ни один из них не был притесняем. Если в каком-либо из краев Халифата был замечен случай привилегированного отношения к мусульманину и ущемления прав немусульманина, то, как только данная весть доходила до халифа, правитель этого края сразу лишался должности. Во время присоединения к Халифату новых территорий, на которых жили представители других религий, мусульмане не уничтожали храмы, а строили рядом с ними мечети, дабы дать людям возможность религиозного выбора. Что касается случаев, являющихся исключением их этих правил и нарушением закона, то они имели место во все времена, среди всех народов и представителей различных религий.**
Ислам не является религией принуждения и насилия. Всевышний Аллах сказал:
«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения…» [Коран, 2:256]
Мусульманам предписано не навязывать свою религию, а убеждать других в ее истинности:
«Призывай на путь Синьоры мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем.» [Коран, 16:125]
И в тех случаях, когда мусульмане сталкиваются с агрессией, недружелюбием и даже предательством, им запрещается отвечать тем же:
«Не равны добро и зло. Оттолкни [зло] тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник.»[Коран, 41:34]
«Ты всегда будешь обнаруживать их измену, за исключением некоторых из них. Прости же их и будь великодушен, ведь Аллах любит творящих добро» [Коран, 5:13]