Теперь, после знакомства с фронтпроекцией, вы без труда сможете ответить на те три вопроса, которые задают защитники НАСА, чтобы поставить в тупик скептика, который считает, что для фальсификации высадки на Луну использовалась фронтпроекция.
Где тени фигур от света проектора на экране?
Тени от фигур скрыты самими же фигурами. Объектив фотоаппарата относительно полупрозрачного зеркала расположен строго симметрично объективу проектора. Благодаря зеркалу, объективы находятся как бы в одной и той же точке. Актеры могут приближаться, удаляться – в фотоаппарат никогда не попадут их тени на экране.
Засвечивают ли экран осветительные приборы, предназначенные для актеров? Конечно, засвечивают. Только особенность скотчлайта в том и заключена, что он отсылает свет туда, откуда он пришел – назад, к осветительному прибору, а не в объектив фотокамеры. 95% света возвращается к осветительному прибору, и только около 5% рассеивается в другие стороны. Так что эффект от засветки практически не будет виден.
И последний вопрос - почему на актере мы не видим свет от проектора? Ответ ясен из фотографии рабочего момента. По отношению к уровню освещенности на актерской сцене (где есть белые фактуры), свет идущий от проектора, слабее, по крайней мере, в сто раз (до 140). А мы знаем, что широта обычных кино-фотоматериалов – от 5 до 6 ступеней. Это интервал от 25=32 до 26=64 раз. Другими словами, максимальный интервал яркостей от черного до белого, который передает фотопленка, кинопленка (да и фотоаппарат на сотовом телефоне) - не более 1:64. А если сигнал меньше в 100 раз, то фотопленка его уже не воспринимает. Поэтому нет никакого света на актерах, хотя проектор актеров тоже освещает.
Впрочем, есть единственный случай, когда этот свет от проектора может прочитаться на актерах или на переднеплановых предметах. Это когда в кадре окажется зеркальная поверхность, направленная в сторону объектива фотоаппарата.
Из-за того, что одежда актеров и предметы обстановки рассеивают свет диффузно, слабый свет от проектора рассеивается во все стороны и не читается. А вот благодаря зеркалу в кадре, луч от проектора выдаст себя ярким блеском.
И такой эффект мы можем найти в фильме «2001.Космическая одиссея». Чуть позже мы покажем эти кадры. Ведь в этом фильме в прологе очень много кадров, снятых с применением фронтпроекции.
Вообще-то, весь этот фильм снимался с исключительной целью – отработать технологию комбинированных съемок для фальсификации будущих полетов на Луну.
Технология съемки таких кадров была отработана режиссером Стэнли Кубриком и кинооператором Джеффри Ансуортом на высшем уровне.
На примере «пролога» к фильму мы можем видеть, что кинооператором и супервизором отрабатывалось несколько задач. Первая задача – подгон фактур реальных объектов к цвету фактур на экране. Поскольку теперь вы знаете, что ниже приведенный кадр (рис.43) сделан с помощью фронтпроекции, вы можете найти границу, отделяющую реальные объекты от фотографии на фоне.
Рисунок 43.
У вас должно получиться вот так (рис.44):
Рисунок 44.
Убедиться в правильности такого отделения нам поможет рабочий момент съемки этого эпизода (рис.45). Мы видим, что почти впритык к бутафорским камням на заднем плане находится экран из скотч-лайта. Туда проецируется пейзаж с горами. Но с боковой точки наблюдения мы не можем определить, есть ли там изображение в данный момент. Изображение на фоне видит только кинооператор, который установил камеру перпендикулярно экрану. Мы можем обратить внимание на другие вещи: свет заходящего солнца создается с помощью нескольких прожекторов с желтыми светофильтрами. Не стоит забывать, что в середине 60-х годов, когда снимался этот фильм, светочувствительность киноматериалов была 100-160 единиц, и поэтому для нормальной экспозиции требовалось большое количество света.
Рисунок 45.
Глядя на географию пространства в павильоне, на то, где расположен экран и бутафорские горы, вы можете сделать вывод, что выбор места для размещения осветительных приборов очень ограничен, вариантов расстановки основных источников основного РИСУЮЩЕГО света всего два – либо слева, либо справа. Вот эти два направления света и будут эксплуатироваться по максимуму.
Для полноценного эпизода одного общего плана в фильме недостаточно, это очевидно. Поэтому в этом же направлении снимается укрупнение, на фоне все тех же двух гор (рис.46).
Рисунок 46.