Сталин в тяжелейший момент стал освобождать священников и разрешил служение во многих храмах,
Это было одной из крупных его ошибок.
Да не сказал бы, что это было ошибкой, тем более крупной - это был вполне осмысленный ход, но сперва разберём тезис Бабая.
1. Очередного патриарха (Сергия) избрали в сентябре 1943 г., то есть позади уже были Сталинград и Курская битва, наступил окончательный перелом во Второй мировой войне и момент для СССР был уже отнюдь не тяжелейший.
2. Сталин, конечно же, разрешил патриаршество не с бухты-барахты: кандидатура Сергия была проверена на вшивость от и до. Поэтому не "Сталин в ужасе разрешил", а "Сталин принял осмысленное решение".
Тепреь, собственно, о решении Сталина и о том, чем это было обусловлено. Думаю, не секрет, что немцы очень активно открывали храмы на оккупированных территориях и всячески приветствовали церковные мероприятия. Причина тоже ясна - стремление заполучить если не поддержку, то нейтралитет населения на оккупированной территории плюс возможность организовать при помощи религии "пятую колонну" в тылу Красной Армии. Напомню также, что традиционно среди верующих больше людей пожилых, а женщин больше, чем мужчин. Если молодое поколение тех лет было почти полностью атеистическим, то среди людей постарше, особенно женщин, немало было верующих. Теперь прикинем, кого было больше на фронте, а кого - в тылу. Ответ ясен: молодые мужчины (в основном атеисты) воевали, а в тылу остались женщины и пожилые люди, поэтому процент верующих в тылу получился уже довольно порядочным. Мог ли Сталин рисковать заполучить у себя в тылу "пятую колонну", которая могла бы если не активными действиями, то путём агитации и саботажа срывать важные мероприятия? Мог ли он вообще допустить хоть малейшие трения в обществе, да ещё из-за религии? Это был бы не Сталин. и он принял вполне правильное решение: сделать верующим поблажки, поспособствовать в выборе патриарха - и поставить на это место, конечно же, свою креатуру. Именно так Сталин и поступил - согнал верующих в кучу, сделал кое-какие поблажки и, главное, поставил над ними контролируемого патриарха. А поблажки с окончанием войны тут же прекратились. Ибо нефиг - вернулись с фронта атеисты, и верующих опять стало не слышно.