Царь отказался вынести решение, пока архиепископ не отпишет ему "каким людям, и за какие было вины довелося наказанье до конца учинити и огнем жечь, и что их большие вины". Из грамоты ясно, что игумен был недоволен слишком милосердными приговором воевод, не учинившим наказания "до конца". Царь не возражал, но желал знать конкретные духовные преступления приговоренных.
От 1647 года до нас дошел указ Алексея Михайловича на имя шацкого воеводы Григория Хитрово:
И ты б женке Агафьице и мужику Терешке, дав отца духовного, велел их причастить святых Божьих тайн, будет достоит, а причастя святых Божиих тайн, велел их вывесть на площадь и сказав им их вину и богомерзкое дело, велел их на площади в струбе, облокши соломою, сжечь.
В 1649 гг. Земской Собор в Москве принял законодательный акт "Соборное уложение". Первая же статья Уложения гласила:
Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на синьоры Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождышую его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякие сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, сжечь [Соборное уложение 1649 года // Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: Проспект, 2000. – С. 52, 143].
Интересна также 24ая статья 22ой главы "Уложения":
А будет кого бусурман какими нибудь мерами насильством или обманом русского человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма, и того бусурмана по сыску казнить, сжечь огнем безо всякого милосердия. А кого он русского человека обусурманит, и того русского человека отослать к патриарху, или к иной власти, и велети ему учинити указ по правилам святых апостол и святых отец.
Законодатели не очень последовательны. Если исламскому миссионеру удалось "какими-нибудь мерами" обратить русского в свою веру, то, значит, это были либо насилие, либо обман. Однако, русского, "насильством" обусурманенного, тоже не оставляют без наказания.
"Уложение" было составлено по правилам апостолов и святых отцов, законам греческих царей (т. е. "Кормчей книге"), указам русских царей и приговорам бояр, т. е. в соответствии с традицией. "Уложение" было подписано всеми участниками Собора, в т. ч. Освященным собором – высшим духовенством. Среди подписавших был и архимандрит Никон, через четыре года ставший патриархом. Тогдашний глава русской церкви патриарх Иосиф, в том же году написал царю послание, в котором сослался на первую статью Уложения:
"В Уложенной книге написано: кто изречёт на соборную и апостольскую Церковь какие хульные слова – да смертью умрёт. А он, Стефан (благовещенский протопоп), не точию на соборную и апостольскую Церковь хулу принёс и на все Божии церкви – и нас, богомольцев твоих, обесчестил. Милостивый… царь и великий князь Алексей Михайлович!.. Пожалуй нас, богомольцев своих, не вели, государь, своей государевой Уложенной книги нарушить – и вели, государь, нам, богомольцам твоим, по правилам святых апостолов и святых отцов и по заповедям прежних благочестивых царей дать на него, Стефана, собор [то есть соборный суд]. Царь государь, смилуйся!".
Государь, впрочем, выдавать протопопа Стефана на расправу не стал.