А.С. Макаренко "Из очерка "Книга для родителей" .. В третьей заповеди господь бог беспокоится только об одном: "Пожалуйста, не работайте в субботу. В остальные дни, черт с вами, делайте, что угодно, день же седьмой, суббота, - господу богу твоему; будьте добры, не оскверняйте его вашими трудовыми запахами". Евангелие еще меньше беспокоится о труде. Иисус недвусмысленно показал на птиц небесных [ZT. и лилии Мф 6:25 и далее, Лк 12:22 и далее] и обращал внимание публики на то обстоятельство, что они не сеют, ни жнут, не собирают в житницы, а в то же время чувствуют себя прекрасно и шикарно одеваются .. Более позднее христианство [ZT. ап. Павел и далее] все-таки приглашало трудиться, но сколько-нибудь серьезно улучшить этот моральный и догматический прорыв оно уже было не в состоянии. Так труд и остался категорией малосвященной, почти греховной, для синьоры бога малоприятной: "Вьенце смраду, як поцехе" ("Больше вони, чем удовольствия"). И уже совершенно откровенно верующим обещали, что на том свете, в раю, никакого труда не будет: сад, яблоки, бог, полный пансион и ангельские вечера самодеятельности. Именно отсутствие труда было моральным идеалом и на том свете и на этом .. Старый "добрый" бог в своем первом проекте мироздания, как известно, не помышлял даже о труде как необходимом элементе мира, а начал прямо с эдема - человеческое общество в его представлении было обществом нетрудовым. Только после небольшого конфликта с Евой он в припадке раздражения проклял людей, и одним из словес его проклятия был "труд": в поте лица будешь добывать хлеб. А вторым словом проклятия были "дети": в болезнях будешь рожать детей ..
Некто> А как же апостол Павел говорил: кто не хочет работать, тот пусть и не ест. (ZT. Павел 2-е Фессалоникийцам 3:10 + близкое к этому и в некоторых иных местах посланий Павла). ZT. Да, но это говорил не Иисус Христос, а Павел, а вот у Иисуса Христа заповеди работать нет, а наоборот есть четкий приказ - не работайте! (Матф 6:25 и дале, Лука 12:22 и дале). КТО ГЛАВНЕЕ, - ИИСУС ХРИСТОС ИЛИ ПАВЕЛ ?
> Почему человек создан для работы? .. есть люди, созданные для отдыха. Красивые женщины! Изнеженные мужчины!
ZT. Антон Павлович Чехов в последний период своей жизни сильно болел, и много был в/на элитарных европейских курортах с элитарной же = здоровой, но совершенно бездельной публикой, переезжающей с одного курорта на другой. Богатые (не обязательно красивые) женщины, изнеженные мужчины. Чехов отмечал: нет ничего скучнее жизни этих людей, даже для них самих.
Фрагмент-ксерокс из не помеченного источника. .. Старинное понятие о труде, говорит Краузе, ныне не выясняет достаточно всего его значения. Что сталось бы с человеком, если бы он перестал трудиться? Без труда разве не оставались бы неразвитыми все наши силы? Разве наша деятельность не составляет содержания всей нашей жизни? Могла ли бы быть какая-нибудь история, если бы человек - существо естественно-историческое - не работал? Будто в наших стремлениях мы не находим наших радостей и счастия? - Итак, труд есть следствие внутренней необходимости, и не требуется никакого [ZT. времён Адама Божеского] проклятия, чтобы положить конец лени и вызвать труд. Таким образом, я работаю не в силу того, что принужден к этому тяготеющим на мне [ZT. времён Адама Божеского] проклятием, но в силу сознания, что без труда я есть и буду ничто, что я без труда должен буду вести пустую, безинтересную, скучную, короче, жалкую (miserables) жизнь; стало быть, труд не есть тягость и бремя, но удовольствие: он есть лучшее и благороднейшее из всего, что я знаю, и поэтому я смотрю на него как на средство для достижения цели моего существования. Для меня и моих питомцев высшим принципом служит девиз: труд не из-за принуждения, но ради удовольствия! Вот нравственность, вот свобода, т. е. вытекающее из сознания самоопределение. Вот счастие!
Валерий Брюсов:
Единое счастье - работа,
В полях, за станком, за столом,
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета, -
Часы за упорным трудом!
Иди неуклонно за плугом,
Рассчитывай взмахи косы,
Клонись к лошадиным подпругам,
Доколь не заблещут над лугом
Алмазы вечерней росы!
На фабрике в шуме стозвонном
Машин, и колес, и ремней
Заполни с лицом непреклонным
Свой день, в череду миллионном,
Рабочих, преемственных дней!
Иль - согнут над белой страницей, -
Что сердце диктует, пиши;
Пусть небо зажжется денницей, -
Всю ночь выводи вереницей
Заветные мысли души!
Посеянный хлеб разойдется
По миру; с гудящих станков
Поток животворный польется;
Печатная мысль отзовется
Во глуби бессчетных умов.
Работай! Незримо, чудесно
Работа, как сев, прорастет:
Что станет с плодами, - безвестно,
Но благостно, влагой небесной,
Труд всякий падет на народ!
Великая радость - работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета, -
Все счастье земли - за трудом!
18 сентября 1917.
ZT. Кто бы мне подсказал столь же слаженный стих, восхваляющий матерей и отцов, сделавших из нескольких родившихся у них детей хороших людей?