Лев Толстой и Генрих Песталоцци против учения веры и против обучения вере. –
Лев Hик Толстой (1829-1910) : "Учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же - собрание самых грубых суеверий и колдовства..." ( ПСС в 90 тт. Т. 34 М.1952 с.247 ).
Гл.4-59 "Лингарда и Гертруды". Песталоцци (1746-1827). - Глупыми и притязательными должны стать все народы земли, от берегов Инда до обоих полюсов, в том случае, когда в основу их умственного развития и направления хотят положить богословские рассуждения. Все научное в религии происходит от человека и есть собственно нечто искусственное, и выносить к народу научное в религии и спорить об этом перед ним, есть дело опасное и, в сущности, не иное, как попытка восстать против истины. Служение Всевышнему не зависит от научных мнений о делах веры, и алтарь не должен докучать народу к/л спорами духовных лиц. Допустить это, значит отдать голову народа во власть клерикалов (skip). ЧЕЛОВЕЧЕСТВО! на всех страницах истории сказано: ты скорее умертвишь зверей земных и уничтожишь рыб в море, чем одолеешь мощь клерикалов и саму суть клерикализма, если сделаешь основой умственного развития народа то научное, что заключается в их (клерикалов) обучении вере. Умственное развитие народа есть дело, касающееся его домашней и общественной обеспеченности, следовательно это: светское, государственное дело, и как таковое, его непременно следует достигать независимо от обучения вере и с этой точки зрения решительно отделять одно от другого (skip). Вера в Бога и учение о служении ему - не предназначены стать учением, основанным на разуме, и для этого не годятся. (skip) Вся Библия, с начала 1-й книги Моисея до откровения Иоанна и до слов "свят, свят, свят агнец закланный", - не предназначена для умственной работы народа и не годится для этого (skip).
Гл.4-59. Заброшенное и страдающее, и в то же время мечтающее человечество до тех пор будет бросаться в объятия идолопоклонства, всегда принимающего участие в страждущих, всегда представляющегося заботливым в отношении заброшенных, пока этому идолопоклонству не будет противопоставлено нечто более реальное, чем так называемое "разумное учение веры". Правильнее в борьбе с апокрифическими и социально опасными культами предотвращать самое заброшенность людей (ZT. детей), устранять самое страдания людей и мудрым влиянием на общественную жизнь лишать людей (ZT. маниловской) мечтательности, господствующей в их жизни.
О, Мартин Лютер!, о, 1520-ый год! Реформационный дух был тогда заразительнее, чем дух суеверия, потому что он был благотворнее последнего, и отдельных личностей двигал и физически, и нравственно значительно дальше, чем это можно было под монашеским владычеством. Тогдашний реформационный дух оживлял силы разума, возбуждал стремления к физической и нравственной устойчивости, независимости и свободе; ОН ВКОРЕНЯЛ ВСЕОБЩУЮ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ К САМИМ СЕБЕ, ВСЕОБЩУЮ ЗАБОТЛИВОСТЬ О СВОИХ И СВОЕМ
и таким образом становился источником той деятельности, которая, в соединении с чувством тогдашнего благочестия, порождала: БЕРЕЖЛИВОСТЬ И ДОМАШНИЙ ПОРЯДОК. В следствии этого общественное управление Европы изменилось более существенно, чем изменилось состояние церкви в этой части света (ZT. в Западной Европе) под влиянием учений реформаторов (ZT. Лютера и Кальвина). Благосостояние граждан не было связано с их религией, а еще менее с ничтожным творением людей, т.е. с ее (религии) внешней оболочкой, и в следствии этого не было в зависимости от пасторов. Умственное направление народа и его внутреннее настроение отличались рассудительностью, хладнокровием, осторожностью и, - в заметной степени, - недоверчивостью (ZT. к типикам вроде Марии Дэви Христос .. к фирмам вроде МММ ..). Чтобы всякого рода фантазерское настроение, особенно (ZT. "подпольно- достоевсковская" или есенинская) живость смешанного чувства горя и радости, при котором люди в один и тот же час являются то поэтическо- возвышено настроенными, то до ужаса трусливыми (ZT. см. воспоминания Hик. Алексеевича Hекрасова 1821-77 о Достоевском, М.1966, т. 6, с.484 и дале, "Как я велик") находило препятствие в своей (ZT. есенинской и т.п.) заразительности в духе и нравах времен. Образование и развитие всех настоящих природных наших способностей встречало поощрение, а (ZT. вампиловское) ослабление и одичание их - предупреждалось. Реформатор-помещик Арнер (куча годов спустя после 1520-го г.) старался удовлетворить этой потребности времени, совершенно отделив общественное управление и умственное развитие своих боннальцев от обучения их вере, и удовлетворял первому совершенно независимо от последнего посредством своих законов (с.462-6, гл.4-59).