Святослав, я просмотрел тему, о которой Вы написали. Там всё больше традиционный взгляд на причины разгрома в Цусиме, и мне он знаком и по роману Новикова и по Цусимским форумам. Я его не придерживаюсь. Вы не обратили внимание на ссылку, которую я указал. Прочтите, по-моему, любопытная версия.
Откуда возникла тема, про петлю Того? На одном из Цусимских сайтов для профессионалов, эта тема существует, но моя попытка пробиться туда не увенчалась успехом – мою реплику просто игнорировали (не открыли). Там предпочитают традиционное рассмотрение вопроса, которое продолжается без малого 105 лет.
Поэтому, я здесь. Хороший Форум – сюда можно войти без проблем. Правда, пока не знаю, как будет с выходом.
Давайте посмотрим на петлю Того внимательнее. Она поможет нам понять логику Цусимского боя.
Итак, совершая свой маневр – петлю Того, а это не что иное, как разведка боем, японский адмирал по точности стрельбы русской артиллерии понимает, что русские пришли в Цусиму на целике Носси-Бэ и атаковать далее необходимо их левый борт. Однако в нашей эскадре есть Троянский конь – эскадра Небогатова, которая не была на Мадагаскаре, поэтому идёт на целике Кронштадта, и японцам, во избежание лишних потерь, следует атаковать её правый борт. Давайте сопоставим факты и посмотрим, как вёл себя и что думал адмирал Того.
Здесь я процитирую фрагмент главы «Есть… лейтенант Гирс!» книги А.Новикова «Цусима».
«… Кильватерный строй судов во главе с броненосцем «Бородино» выпрямился. Теперь он вёл эскадру, за ним шли: «Орёл», «Сисой Великий», «Александр», «Наварин», «Адмирал Нахимов» и третий отряд контр-адмирала Небогатова ….
А через полчаса слева на горизонте показались серые фигуры японских кораблей…. Через несколько минут бой возобновился с прежней силой. Японцы применили к нам прежнюю тактику, опережая нас и нажимая на нашу голову.
В четыре часа уже на южном направлении запылал «Сисой Великий». Этот броненосец вышел из строя и, повернув назад, вскоре присоединился к крейсерскому отряду. Третьим в строю теперь оказался «Александр». Броненосец «Наварин», у которого одна из четырёх труб была уничтожена, сильно отстал. В образовавшийся промежуток, заходя с левой стороны, обращённой к неприятелю, вступил отряд контр-адмирала Небогатова».
Того понимает, что поле боя за ним, и, дорожа своей эскадрой и моряками, он желает победы малой кровью, но ему нужно теперь слева атаковать вышедшую на авансцену небогатовскую эскадру.
Взгляните на схему сражения. В 4.20 эскадра Того совершает поворот «все вдруг» и выходит из боя, чтобы через пять минут опять выстроиться в кильватерную колонну. Далее, совершая необходимые маневры, японская эскадра настигает нашу и атакует уже её правый борт до конца боя 14 мая.
Не много ли случайностей: петля, выход из боя в 4.20, затем атака справа? Так не бывает.
Японский адмирал знал, что эскадра Рожественского стреляла на Мадагаскаре, вместо стрельбы у Гибралтара (аккурат на широте Цусимы), знал, что русские идут в Цусиму не на целеуказаниях Порт-Артура, следовательно, знал, что из-за вращения Земли вокруг своей оси правый и левый борта эскадры противника в Цусиме будут не равноценны в артиллерийском смысле. Отсюда его удивительная победа и все, сопутствующие ей, маневры.
Обратите внимание:
1. Следуя логике классической версии боя, русскую эскадру надо было бы добивать с её левого, уже битого борта. Получается ( по классике), что и в этом Того просчитался. Объясните, кто может.
2. В классической версии боя маневр в 4.20 не кажется каким-то исключительным, о нём и не упоминают вовсе, а, между тем, он имеет ту же основу, что и знаменитая петля Того.