Обращение людей в рабство, их продажа и обмен, использование их в качестве прикрытия или наоборот вывод на переднюю линию огня как живой щит является преступлением ИГ против ислама. Также в шариате запрещено насильственное принуждение к переходу в ислам, практикуемое в ИГ.
Поскольку я в течение нескольких лет занималась проблемой положения женщины в исламе, то обратила особое внимание на отношение ИГ к женщинам. Среди шейхов, подписавших письмо, немало тех, кто придерживается фундаменталистского подхода в отношении женщины. Однако и они упрекают деятелей ИГ в дискриминации женщин, противоречащей шариату. И для этого есть все основания, так как на территориях ИГ осуществляется продажа женщин в рабство, жесткие правила в отношении внешнего вида и поведения, запрет на наемный труд, на посещение учебных заведений, насильственная выдача замуж за бойцов армии. Женщины используются при проведении военных операций и в качестве живого вознаграждения, таковы свидетельства, распространенные в СМИ.
Принципиальное расхождение наблюдается между ИГ и официальным исламом по поводу захоронений великих деятелей ислама. В исламе имеется неоднозначное толкование по поводу возведения надмогильных памятников, равно как и всех ритуалов, связанных с посещением кладбищ. В раннем исламе в борьбе против идолопоклонничества и культа мертвых осуждалась практика сооружения надмогильных памятников и их ритуального посещения. Один из лидеров ИГ, ссылаясь на четвертого халифа Али ибн абу Талиб, заявил, все статуи должны быть разрушены, а все могилы сровнены с землей. Фундаменталисты во все времена пытались разрушить надмогильные памятники, прикрываясь лозунгами борьбы с язычеством. Между тем, сподвижники Пророка были единодушны в вопросе, касающемся могил Мухаммада, Абу Бакра и Умара и воздвижении мечети на месте их захоронения.
Провозглашение ИГ халифата является самой важной проблемой, по которой расходятся лидеры ИГ и их оппоненты во всем мире. Халиф – наместник Аллаха на земле, соответственно, халифат – это социальный и политический институт, обеспечивающий власть халифа, как проявление воли Всевышнего.
Основные пункты обвинения ИГ следующие – традиционно халиф должен происходить из рода хашим, к которому принадлежал Пророк Мухаммад. Другая точка зрения, заключается в том, что им может быть избран самый достойный член уммы. Для легитимизации провозглашения аль-Багдади в июне 2014 г. ИГ выпустило документ, который прослеживает генеалогию нынешнего халифа и возводит ее как минимум к роду курайш, а то и к Мухаммаду. С момента провозглашения халифата выходит прокламация со следующими словами: «Законность всех эмиратов, групп, государств и организаций отменяется после введения халифата и прибытия его войск на территорию».
Идея халифата во все времена была привлекательной для многих и многих мусульман. И сегодня то в одной, то в другой части мусульманского мира появляются лидеры или группы, стремящиеся реализовать концепцию халифата. Сам этот факт говорит о том, что мусульмане всего мира остро чувствуют необходимость во взаимной поддержке, единстве, братстве, духовном центре и лидере. Конфликты, затронувшие большинство стран мусульманского мира, недавно начавшаяся в Йемене война, которая как в воронку грозит втянуть весь Ближний Восток и Северную Африку, настоятельно требуют объединения усилий мусульман.
Следует обратить внимание на тот факт, что деятельность ИГИЛ вызывает негативную реакцию не только среди мусульманского официального духовенства, но даже и у представителей других радикальных исламиских групп. Так, даже руководство аль-Каиды прекратило сотрудничество с ИГ, а в ряде регионов между ними начались прямые столкновения.
Показательным является опубликованное недавно письмо к деятелям ИГ бывшего радикалиста Маджида Наваз. В своем обращении, которое носит название «Остановитесь, пока вы еще можете!», Наваз пишет, что сам прошел трудный путь, воевал в радикальных отрядах в самых горячих точках мира, был в заключении, участвовал в ряде операций. Он прекрасно знает, что такое арабский диктатор, как много вреда он приносит своему народу. И он разделяет то негодование, которое кипит в сердцах мусульман Ирака, Сирии, Йемена и многих других стран. Его главное расхождение с ИГ заключается в том, что их «джихад» не имеет право на такое название, так как на самом деле это – война мусульман с мусульманами. А это противоречит исламу.