Всё и сразу. Это как в рекламе некоторых лекарств или элементов медтехники: все болезни можно вылечить».
Следует понять пенсионеров, которые были прекрасными специалистами в своей области. На закате жизни у них это, возможно, последняя отдушина, которая поддерживает смысл их старости, когда отсутствует возможность работать по специальности, а других увлечений нет. Не нужно упрекать их за это и, тем более, относить их всех к дилетантам и наукоманам. Что касается действительных «наукоманов», которые не так часто встречаются и о которых пишет Золотов, то «графоманов» в поэзии и прозе не меньше. И это приходится терпеть. (Не создавать же для этой цели новую «Комиссию по борьбе с графоманством и порнографией» при Президиуме РАН, хотя и то, и другое отвлекает писателей и дурно влияет на молодежь!). В свое время ни семья, ни школа, ни ВУЗ не воспитали в этих людях критического отношения к своему творчеству. Да и образовательные организации сейчас к этому не стремятся. Реформы образования нацелены на копирование Западных стандартов при крайне низком (далеко не Западном) финансировании образования. Конечно, презрев традиции российской образовательной Школы, можно оседлать беременную корову, чтобы догнать всадника. Но реально ли это? Воспитание (закладка нравственных основ, формирование целевых наклонностей и умения анализировать, создавать и творить) уже давно за бортом образования. Образование нацелено не на развитие творческих способностей, а на формализм и зазубривание (единый госэкзамен). Шарлатанство везде и всегда опирается на невежество. А методы борьбы с невежеством и шарлатанством общеизвестны: воспитание, образование, просвещение, но не «Комиссии по борьбе…».
Открытия совершает тот, в ком не иссякла любознательность, кто не испытывает «лучезарного давления научных авторитетов», кто не преклоняется перед авторитетами в науке, относясь к ним, в то же время, с должным уважением, и перед модой. Да, именно модой, как и в жизни. Научное сообщество это, не боги, а сообщество людей, которым ничто человеческое не чуждо. В нем есть и склоки, и групповщина, и стремление научных школок подавить конкурентов, чтобы завоевать место «под солнцем» (особенно финансовым) и т.д. Уже давно прошло время, когда имя ученого и категория «интеллигентность» были синонимами. Интеллигенция, как в науке, так и в жизни (увы!) «растворилась» среди маргиналов.
Да, не интеллигенция теперь определяет изрядно задушенный «дух творчества и дух научной романтики». Многие преподаватели нередко жалуются по телевидению на то, что студенты не так рьяно, мягко говоря, стремятся к знаниям, как в их годы. Романтика научного поиска, дух творчества исчезают вместе с интеллигентностью в, так называемой, «официальной» науке, которая уже давно страдает застарелым догматизмом. В то же время, в «неофициальной или альтернативной» науке эти качества поддерживаются искренним стремлением людей к поиску истины. Я не хочу утверждать, что все исследования «альтернативщиков» стоят на высоком уровне и на уровне научных открытий. Официальная наука сейчас тоже «не блещет» открытиями. Но критика положений существующих теорий и концепций достойна внимания. Альтернативщики, пренебрегая авторитетами, буквально «вгрызаются» в основы науки, выявляя слабые места научных теорий. И делают они это не по принуждению, ни на заказ, а в силу своей природной любознательности, в силу своей научной романтики. Вот здесь бы «Комиссии по борьбе…» прислушаться к критике и обсудить проблемы. Но члены комиссии «выше» этого. Они не только старательно избегают публичных обсуждений проблем физики, но ведут борьбу против альтернативщиков. Не буду говорить, сколько негативных отзывов было сделано в адрес этой Комиссии, в адрес ее неинтеллигентных (далеко не нравственных) методов борьбы, которые иногда принимают грубые, а иногда забавные .