Современный период
Новая волна политических дискуссий вокруг понятия Палестина поднялась в мандатный период – с 1918 по 1947 годы. Англичане, получив от Лиги Наций – прообраза нынешней ООН – мандат на управление Палестиной, отдаленной провинцией распавшейся Турецкой империи, должны были подготовить условия для создания еврейского государства – именно для этого международное содружество и разрешило англичанам временное административное управление территорией бывшей турецкой провинции. Нужно сказать, что англичане справились с этой ролью отвратительно, породив предпосылки многих сегодняшних проблем.
Едва издав Декларацию Бальфура (любопытно, что она была опубликована в английских газетах в один день с сообщением о большевистском перевороте в России), англичане стали всячески ограничивать и урезать намеченное. Так от еврейского государства, еще не успевшего родиться, были отрезаны три четверти исторической Палестины – все земли к востоку от реки Иордан. Позднее англичане помогли создать там бедуинское княжество Транс-Иорданию, которое впоследствии было переименовано в Королевство Иордания. Сделано это было для ублажения Абдаллы, изгнанного родственниками из Саудовской Аравии и обещавшего англичанам быть “полезным арабом”. В силу этого англичане запретили (опять же в нарушение мандата) евреям селиться на восточном берегу Иордана, а несколько существовавших там селений были срыты.
На севере англичане “уступили” французам, владевшим на основе мандата бывшей турецкой провинцией Сирией, Голанские высоты – чтобы спрямить границу. Так, район Голана, бывший всегда частью Земли Израиля и Палестины, оказался на территории новообразованного арабского государства Сирия – никогда ранее в истории арабами не управлявшегося. Голаны были освобождены от сирийских арабов в 1967 г., после неудачной попытки использовать эти высоты, доминировавшие над Галилеей, в качестве плацдарма для нападения на Израиль. Разумеется, сейчас Сирия при поддержке “мирового сообщества”, требует Голаны себе.
Вернемся к англичанам. Кромсая на куски вверенную им Палестину, англичане следовали политике, выгодной Британской империи и тому сорту еврейских капиталистов, которые, говоря словами британского государственного деятеля сэра Джорджа Каннинга, “горячие патриоты всего мира, друзья всех стран, кроме своей собственной”. А среди палестинских еврейских лидеров всегда преобладали те, кто в ответ на погромы и террористические акты, призывал: “Ребята, давайте жить дружно!”. Они придумали концепцию “палестинского национализма”, который, по мысли прекраснодушных мечтателей, должен был объединить евреев и арабов.
Сами арабы в эти глупости не играли. Видные арабские деятели, включая “палестинских”, изначально отрицали наличие такого явления, как Палестина. Более того, они считали, что “Палестина” – это термин, который придумали сионисты. “Наша земля всегда была частью Сирии. “Палестина” нам чужда. Это изобретение сионистов” (из свидетельства одного из арабских лидеров британской Комиссии Пиля в 1937 г.). “В истории не существует такого явления, как Палестина, – абсолютно нет ничего похожего”, – заявил арабский историк, профессор Филип К. Хитти Англо-Американскому Комитету по расследованию положения в Палестине в 1946 году.