“Приоритет авторского начала творчески раскрепостил художника, дал ему возможность привносить в произведения рационально-чувственные ощущения, выстраивать их визуальное, эмоционально-образное личное восприятие, провоцировать общество через исторические ассоциации и художественные пристрастия своим “творческим эгоизмом“ и ставить каждого его члена перед необходимостью выбора индивидуальных, ручного исполнения авторских работ”. [Там же. С. 8].
Выдающихся русских мастеров ювелиров и оружейников всегда отличала глубина идеи, высокая техника исполнения изделия и его эстетическая уникальность. Ни одно из ремёсел не требует от мастера столько разнообразных навыков владения разными художественными техниками, глубоких знаний и развитого эстетического вкуса, как искусство украшения оружия и создания ювелирного шедевра, начиная с этапа создания клинка из булата, художественного оформления его рукояти, оправы и ножен. Специалисты способные выполнить все операции – это профессионалы высочайшего класса, создающие изделия уникальной эстетической завершенности. Имена таких оружейников по-прежнему остаются гордостью оружейного цеха, бесценным золотым фондом народа русов и его национальным достоянием. Мы приведём несколько таких имён: Н. Епфимов и П. Епфимов (работы с бивнем мамонта, красным деревом, кораллом, лазуритом, амазонитом, перламутром и медью), С. Чирьев (эбеновое дерево, золото, бриллианты, эмаль), А. Корогодов (дамасская сталь, сапфиры, бриллианты, кожа), А. Богачёв (дамасская сталь, серебро, гранаты, бивень мамонта, кожа), М. Ивановский (золото, александрит, рубин), А. Аксёнов, В. Басов, И. Толстой (булатная сталь, бронза, клык моржа, дерево, кожа), О. Богданов, Е. Коротаев, А. Баженов (сталь, латунь, дерево, кожа), Н. Каверзин (сталь, золото, никель, серебро, латунь, кап берёзовый), А. Иванов (сталь, золото, никель, серебро, латунь, голубой топаз) и др.
“Одним из ярких представителей авторского направления в художественном оружии является Анатолий Богачев - известный художник-гравер из Златоуста, ныне работающий в Ленинграде. Его кинжал “Ребро Адама”, несомненно, стал визитной карточкой оригинального авторского стиля. Это декоративное произведение демонстрирует удивительную фантазию мастера, увидевшего в пластической форме кинжала кокетливо-изогнутый женский силуэт. Анатолий Богачёв ныне является преподавателем в Ленинградской государственной художественно-промышленной академии… Их усилиями создан творческий коллектив Ленинградской Мастерской-студии “Межов”, занимающейся созданием образцов авторского оружия“. [Там же. С. 178-179].
Многоликость русского искусства неожиданно ярко проявилась ещё в XVIII веке с отходом от средневекового христианского мышления. В 1757 году в S-Peterburge открылась Академия трёх художеств: живописи, ваяния и зодчества, превратившаяся в скором времени в одно из лучших учебных заведений Европы. За короткий период русская живопись открыла для себя самобытные, отличающиеся от европейской традиции способы восприятия и передачи форм и стала бурно развиваться в этом направлении. Российскому государству требовалась живопись “возвышенная и героическая”, поэтому в Академии главное внимание стали уделять историческому жанру. Но огромный интерес в среде художников к личности и характерам сделал ведущим жанром в русском искусстве XVIII века портрет, чуждый церковной идеологии. В дальнейшем исторический жанр и концепцию реализма в портрете сменит культура александровского Золотого века, породившего целую плеяду удивительных художественных личностей, создавших разнообразнейшие творческие свершения. Лучшие произведения русского искусства первой половины XIX века творились под знаком служения народу и нравственного воспитания общества. Уже в середине XIX века в Академии художеств появились мастера не желающие совершенствовать своё искусство на Западе, полагая, что пребывание в отечестве более соответствует их духовным потребностям. Последующий период конца XIX – начало XX века получил название Серебряного века, в котором авангард громко провозгласил о наступлении новой эры в культуре. “Общемировое значение русских художников-авангардистов в революционных преобразованиях искусства признано. Заметим только, что напророченная ими скорая смерть живописи не состоялась, напротив, она продолжает занимать своё масштабное и уникальное место в культурном пространстве и нашей современности”. [Геташвили Н. 500 шедевров русской живописи. М.: Эксмо. 2007. С. 7].