Чтобы понять смысл войны на Ближнем Востоке, необходимо увидеть в исламе третью из великих церквей нашей ойкумены. На самом деле, существует множество способов интерпретации этого конфликта: политэкономия, демография, геополитика и расовая теория предлагают различные объяснения, часто противоречащие друг другу. Проблема в том, что ни одно из них не подходит полностью. Осознание того факта, что ситуация требует объяснения, основанного на религии, нашло свое выражение в доктрине Хантингтона о «схватке цивилизаций», рассматривающей противостояние ислама и христианства как повторение средневековых крестовых походов. Ее упрощенную, популярную трактовку можно встретить во всех ведущих газетах Запада, от New York Times до империи Берлускони, а Ориана Фаллачи и Энн Каултер возвели ее в крайнюю степень.
– Для чего создаются теории конфликтов? Разумеется, чтобы объяснить конфликт, но в выгодном для одной из сторон свете. Спрашивается: можно ли всецело доверять такому «объяснению»? Это все равно, что слушать одного адвоката на суде, а другому не давать слова. Хантигтон – это адвокат западного мира. Для него Запад – это супер-пупер, единственно заслуживающий право существования на земле. Остальные же – они и есть остальные (дословно: «rest») – ему завидуют и хотят опустить до уровня своего ничтожества, отсюда и конфликт. Но кто-нибудь интересовался мнением на этот счет остальных, не-западных мыслителей? А такие, между прочим, тоже имеются. В частности, палестинский философ Эдуард Саид, которому принадлежит концепция ориентализма. Ориентализм, по Саиду, это как раз и есть ложный взгляд Запада на культуру Востока, якобы ретроградную и во всем враждебную культуре западной. Но западный взгляд неверен. Факт остается фактом, что именно Запад заинтересован в отсталости Востока и в сохранении своей монополии на Просвещение. Тем не менее, этой монополии постепенно приходит конец, границы между лепестками трилистника постепенно стираются.