Коран предписывает свободу религиозных дискуссий без принуждения по отношению к немусульманам: «Зови на пути Синьоры с мудростью и с хорошим увещеванием и препирайся с ними тем, что лучше!» (16:126). На основе этих принципов, характеризующихся терпимостью и уважением, должен идти диалог мусульман с иноверцами: «Не поносите тех, кого они призывают помимо Аллаха, а то они станут поносить Аллаха из вражды без всякого знания» (6:108). «Скажи: «О обладатели Писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и никого не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха». Если же они отвернутся, то скажите: «Засвидетельствуйте, что мы - предавшиеся (Аллаху)» (3:57). Это значит, что если диалог будет безрезультатен, то у каждого будет своя вера, которой он удовлетворился. На это также указывает конец суры 109, в которой Мухаммад дал своим воинам ясное указание не трогать тех, кто не поклоняется Аллаху:
«Скажи “О вы, неверные!
Я не стану поклоняться тому, чему вы будете поклоняться,
и вы не поклоняйтесь тому, чему я буду поклоняться и я не поклонюсь тому, чему вы поклонялись и вы не поклоняетесь тому, чему я буду поклоняться!
У вас - ваша вера, и у меня - моя вера!”» (109:1-6).
За нарушение этих принципов предусмотрено наказание: «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему - геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовил ему великое наказание!» (4:95). Неоднократно в Коране говорится, что человек сам выбирает свои убеждения и свой путь, а на Мухаммада возложена лишь миссия передачи откровения: «Следуй тому, что внушено тебе от твоего Синьоры: «Нет божества, кроме Него», - и отвернись от многобожников. Если бы захотел Аллах, они не придавали бы ему сотоварищей. Мы не делали тебя хранителем их, и ты над ними не надсмотрщик» (6:106-107). «И скажи тем, кому даровано писание, и простецам: «Предались ли вы?» И если они предались, то пошли по прямому пути; а если они отвернулись, то на тебе - только передача, а Аллах видит Своих рабов» (3:19). «Если они отвратятся, то Мы ведь не посылали тебя над ними хранителем. На тебе только передача. А когда Мы даем человеку вкусить Нашу милость, он радуется ей, а если его постигнет зло за то, что раньше уготовали его руки, то ведь человек неблагодарен» (42:47).
Кроме того, в Коране говорится о том, что нельзя нападать на мирное население: «А если они отойдут от вас, не сражаясь с вами, и предложат вам мир, то Аллах не дает вам никакого пути против них» (4:92). «Не следует верующему убивать верующего» (4:94). То же верно и в отношении неверующих: «О вы, которые уверовали! Когда отправляетесь по пути Аллаха, то различайте и не говорите тому, кто предложил вам мир: «Ты не верую-
щий», - домогаясь случайностей жизни ближней. Ведь у Аллаха - обильная добыча. Таковы были вы раньше, но Аллах оказал вам милость. Различайте же: поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете!» (4:96). «. Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил её, тот как будто бы оживил людей всех» (5:35).
Окончательный суд и отдельного человека и народа - только у Аллаха: «Разве я пожелаю судьей кого-либо, кроме Аллаха? Ведь Он - тот, который ниспослал вам книгу, ясно изложенную, а те, которым Мы даровали книгу, знают, что она низведена от Синьоры твоего в истине. Не будь же сомневающимся» (6:114). «Так разукрасили Мы всякому народу его дело! Потом к Господу будет их возвращение, и возвестит Он им то, что они делали» (6:108).
Религиозная свобода в коране и исламе
https://psibook.com/philosophy/religioznaya-svoboda-v-korane-i-islame.html