Демократия и трудности ее внедрения
К книге Ф. Фукуямы «Конец истории…»
Хохлов С.О.
Минимальные требования, которым должно соответствовать общество для перехода к демократии
«Свободные правительства существовали и в прошлом, но все их попытки править не увенчались успехом. Более успешными всегда были деспотические монархии… Народы, познавшие и чтившие свободу, отрекались от нее, не сожалея, и напрочь забывали о ней… Так было в прошлом, а что было, то вполне может повториться вновь»
Дж. Брайс
«Я, кроме всего прочего, очень чутко отношусь к выдаче всяких советов. И являясь, конечно же, человеком Запада, я понимаю, что очень многие советы, которые западные люди давали за последние годы, были ужасными. И это, конечно, надо признавать»
А. Ливен
Книга «Конец истории и последний человек» является весьма популярной. Однако складывается впечатление, что работа, проделанная Фрэнсисом Фукуямой, недооценена. Между тем, в ней присутствуют неординарные идеи (несмотря на то, что со времени написания книги прошло уже немалое время).
В этой статье, посвященной великому труду Фукуямы, я попытаюсь обратить внимание на некоторые из подобных идей. Для подтверждения сделанных из книги выводов я буду прибегать к многочисленным цитатам из нее, а также позволю себе привести ряд цитат и из других источников – где-то «в помощь» рассматриваемому автору, где-то в качестве утверждений, противоречащих его тезисам.
В начале книги Фукуяма пишет:
«Главным среди сюрпризов, случившихся в недавнем прошлом, был полностью неожиданный крах коммунизма почти по всему миру в конце восьмидесятых. Но такой поворот событий, как бы поразителен он ни был, явился лишь элементом куда более масштабного процесса, развернувшегося после Второй мировой войны. Авторитарные диктатуры всех видов, правые и левые, рушились. В некоторых случаях они освобождали место процветающим и стабильным капиталистьным демократиям, в других на место авторитаризма приходила нестабильность или иная форма диктатуры. Но вне зависимости от того, возникала или нет капиталистьная демократия, авторитаризм всех мастей испытывал во всем мире серьезный кризис»
В этой цитате, помимо выражения удивления «полностью неожиданным крахом коммунизма», автор отмечает тот факт, что не все страны, избавившиеся от тоталитаризма, смогли перейти к капиталистьной демократии. Возникает вопрос – почему для одних из тех стран, где «обрушилась диктатура», возможно успешное принятие капиталистьной демократии, а для других нет? Почему многие из стран, начавшие было строить у себя демократию, через некоторое время отказываются от этого намерения? Явление неустойчивости демократии заинтересовало не только Фукуяму - вот что по этому поводу говорит, к примеру, Анатоль Ливен:
«…большое количество демократий не является стабильными. Например, мы уже говорили о Пакистане, еще можно посмотреть на Латинскую Америку, где отмечаются циклы возникновения демократий или, по крайней мере, какого-то конституционного права, которые потом не в состоянии решить базовые проблемы общества. Потом они опять подвергаются коллапсу и становятся диктатурой, потом период диктатуры, которая, конечно же, тоже не в состоянии решить монументальные проблемы общества. Все это идет по кругу»*
Зададимся вместе с Фукуямой вопросом, который он поднимает в своей работе:
«Почему переход к демократии остается столь трудным для многих стран, народы и правительства которых абстрактно согласны с демократическими принципами? Почему есть у нас подозрения, что некоторые режимы на земном шаре, в настоящее время объявляющие себя демократическими, вряд ли останутся таковыми, в то время как о других едва ли можно сказать, что это именно стабильная демократия, а не что-то иное? И почему существующая тенденция к капиталистизму вроде бы пошла на спад, хотя в долгосрочной перспективе обещает победить?»
…и попытаемся ответить на него вместе с ним.
Если установить на примитивный компьютер новейшую операционную систему – компьютер зависнет. Если одеть на ребенка взрослую одежду, он запутается в рукавах и штанинах, и вряд ли будет удобно себя чувствовать. Если заставить лошадь бежать на привязи за паровозом, лошадь околеет. Вполне понятным представляется и такое соображение, что и демократия не может быть подходящей для абсолютно любых условий и любых обществ. А раз так, то давно следовало бы выявить минимальные требования, которым должно соответствовать общество для внедрения в него демократии.
В книге «Конец истории и последний человек» Фукуяма убедительно показывает, что демократия возможна не в любом обществе, а лишь в том, в котором имеются соответствующие ей: