3.21. Национал-коммунизм (1920-е).
Подобно тому, как большевики решили одним махом крестьянский вопрос, заодно выбив из рук эсеров их главный козырь – раздел помещичьей земли, Ленин столь же решительно намеревался разобраться с национальным вопросом. До Петра I Россия в целом сохраняла характер этнического русского государства (в 1678 году русские составляли 70% населения, включая территории Восточной Украины, а без них – 88%), но уже в XIX веке удельный вес русского населения стал уменьшаться, и в 1917 не превышал 45%. Обидней всего для русских националистов оказалось то обстоятельство, что самой развитой частью Российской империи была юго-западная «окраина» (к западу от линии Нарва – Баку), и многими научными, культурными, экономическими достижениями Россия обязана «инородцам» (включая немцев). Принудительное причисление украинцев и белорусов к русским не остановило национального движения этих народов, и уже в эпоху революции 1905 года наблюдатели понимали, что освобождение народов Российской империи от административных обручей, развитие элементарного местного самоуправления приведет к распаду страны. Наиболее непримиримые национальные движения наблюдались в среде поляков, финнов и северокавказских народов (до их массового выселения в Турцию при Александре II), с 1820-х годов развиваются сепаратистские настроения в Грузии. Для высшего российского общества подобные тенденции были проявлением некоей ненормальности (аналогично британские империалисты смотрели на ирландских националистов как на свихнувшихся недочеловеков), и никакой программы национального самоуправления оно предложить не могло – наоборот, в середине XIX века исчезли последние автономии в составе империи – казахские ханства, Таркийское шамхальство на Каспии, Царство Польское, ставшее «Привислянскими губерниями», и Рижское городское самоуправление (серьезно ограничена была автономия Финляндии). В итоге полагаться на национальные чувства 55% населения, которые расположат его к сохранению монархии, накануне революции царский режим в принципе уже не мог.
С т.з. большевиков, все народы равны, все народы имеют равные права на самоуправление и независимость, а праву победителя, по которому имперский центр контролирует инонациональные окраины – место в историческом музее. Большевики декларировали, что они никого насильно не держат в своем будущем государстве, но надеются, что трудящиеся всех народов (не только в границах бывшей Российской империи, но и в мировом масштабе) поймут пользу государственного единства (опять призрак всемирного правительства). Тактически это дало большевистскому режиму серьезное преимущество перед белогвардейцами, поскольку режимы Колчака и Деникина отнюдь не признавали национальные движения и в итоге воевали на несколько фронтов – не только против большевиков, но и против национальных окраин. В ходе гражданской войны возникают как национальные автономии в составе РСФСР, так и новые независимые от РСФСР советские республики – в том самом Бакинско-Одесском поясе, который развивался быстрей России всей. В начале 1919 года московские большевики видели свое будущее в форме союза советских республик до Рейна и Альп и не считали, что Украинская ССР или Литовско-Белорусская ССР уйдут из их сферы влияния, но в 1922 году встала проблема нового объединения в доставшейся большевикам части бывшей Российской империи. Современные коммуно-патриоты считают, что предложение Сталина: вступление Украины, Белоруссии и Закавказья в состав РСФСР без права выхода было оптимальным (автономия сохраняется, но механизма распада СССР не существует), однако, заманить в 1922 году украинцев и грузин назад в Россию уже было невозможно – и Ленин это хорошо понимал (характерно, что Сталин после 1929 не покусился на эту схему – видимо и у сталинского всевластия были пределы), тем более, что предполагалось включить в будущем в состав СССР Германскую ССР, Французскую ССР и т.д. (Венгерская Советская Республика также должна была стать Федеративной после выхода Венгерской РККА к границам бывшего Королевства Венгрия, и все его народности должны были получить автономии). Но реальноисторический СССР не смог – ни в начале 1920-х, ни в 1940-х – выйти за пределы Российской империи, и это обстоятельство способствовало созданию «мировой системы социализма» - т.е. формально независимых, но близких идеологически режимов (для обеспечения близости в восточноевропейских странах стояли советские войска), хотя советские писатели-фантасты в 1930-х рисуют Земшарный Советский Союз с экономической столицей где-нибудь в Шанхае (последующие события в связи с развитием социализма с китайской спецификой подтверждают эти прогнозы, и если бы СССР и КНР объединились, как, считается, предлагал Сталину Мао в 1949 году, для борьбы против американского гегемонизма, сейчас Россия была бы, к дикому ужасу русских патриотов, северо-западным национальным округом в составе Китая; стремление к геополитическому величию нередко приводит к неожиданным результатам).