О "лже-историке" Сванидзе в сатирическом ключеТо, что сам по себе это известный телеперсонаж определенной политико-идеологической ориентации — известно всем, кто смотрит телевизор.Сергей Черняховский – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ.
2018-02-11 15:31
Если и не было известно — после его раунда с другим журналистом, Максимом Шевченко, известно стало. Дело в другом, — это человек или это явление…
Кто-то из соратников уже объявил его представителем «неуверенного капиталистьного модерна». Наверное — спорно. Во-первых, просто потому, что «модерн» как эпоха начался вообще раньше, чем возникла идеология капиталистизма.
Во-вторых, потому, что соратники Сванидзе, как и сам Сванидзе — обычно вообще не понимают, ни что такое Эпоха Модерна, выдавая за нее разложение Постмодерна, ни что такое идеология капиталистизма, выдавая за нее свои собственные вторично-вестернизаторские и нестройные сентенции.
В которых мало капиталистизма, но много частью анархизма: «личность» превыше власти и государства, а частью фашизма: превыше всего не просто «личность» и не «личность каждого», а именно их, просвещенная и привилегированная личность, которая не просто выше власти и государства — а власть и государство должны обслуживать их, создавать им условия для привилегированного существования и защищать от непривилегированных недоличностей, которые, по стечению обстоятельств, оказались недостаточно развиты, чтобы понять превосходство социального вида «хомо сванидзикус», согласиться априори с извечным правом на высшую истину последних и с их безусловным правом на безусловные привилегии.
Иногда, правда, это несет с собой издержки: Николай Сванидзе счел такой «недоличностью» Максима Шевченко, попытался его «просветить», кинулся царапаться — и оказался лежащим в углу телестудии. Заслуженное место для «привилегированных просветителей».
Николай Сванидзе всегда был из привилегированных. Его мать была действительно известным советским историком. Отец — замдиректора издательства политической литературы при ЦК КПСС (Политиздата).
Дед — тоже Николай Сванидзе — революционером. Бабушка, как считается, дружила с женой Бухарина и своими приятелями имела Каменева, Радека, Троцкого. Правда это или осовремененная легенда — неизвестно. Считается, что в силу близости к данному кругу она ненавидела Сталина. Может быть, это и правда, и ненависть успешно воспитала во внуке. Правда, знавшие самого внука в советскую эпоху, утверждают, что тогда он чуть ли не гордился близостью своей семьи к семье Сталина. Правда, сейчас он это с возмущением отрицает.
Считается, что его дед, в честь которого он и был назван, был безвинно репрессирован в 1937 году. Сам Сванидзе утверждает, что дед был забит на допросе, но ни в каких списках репрессированных, тем более расстрелянных, он как будто бы не значится.
Считается также, что отец журналиста Сванидзе вел тяжкую жизнь с клеймом «сын врага народа» — что не помешало ему сначала окончить МГУ, а потом сделать партийно-политическую карьеру и стать одним из руководителей главного партийно-политического издательства страны.
Внук же «врага народа» сначала успешно поступил и окончил привилегированную спецшколу, а затем поступил на истфак МГУ.