Доводят до отчаянияКто и зачем портит жизнь школьному учителю
Знаменитые "майские указы" президента РФ, как известно, были подписаны В. Путиным в день третьего вступления в должность президента - 7 мая 2012 года. Среди всего прочего большое внимание в них уделялось положению представителей бюджетной сферы: врачей, учителей и т.д. В частности, предполагалось, что уже в 2012 году средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений будет доведена "до средней заработной платы в соответствующем регионе". Далее планировалось, что такая же "участь" постигнет воспитателей, преподавателей колледжей, техникумов, работников учреждений культуры и наконец - врачей и преподавателей вузов, научных сотрудников, которым обещали к 2018 году повышение их средней зарплаты до 200 процентов от средней зарплаты в том или ином регионе.
МИФЫ И РEАЛЬНОСТЬ
С момента подписания "майских указов" прошло 6 лет, и вот уже впереди очередные президентские выборы. Позади многочисленные "реформы", в частности, так называемая оптимизация... Что же изменилось за это время? Как выполняются эти указы в части доведения учительской зарплаты до средней по региону? Эти вопросы корреспондент "Правды" задала оргсекретарю Межрегионального профсоюза работников образования "Учитель" Ольге Мирясовой.
- Заявления чиновников различных уровней, что зарплата педагогических работников наконец-то сравнялась со средней по региону, имеют мало общего с действительностью, - сказала О. Миря-сова. - Всем понятно, что региональным властям необходимо отчитываться о выполнении указов президента, и, чтобы это сделать, они прибегают к всевозможным ухищрениям. "Повышение" зарплаты учителей до средней по региону произошло во многом за счет многократного увеличения нагрузки, а также сокращения педагогического состава. Школы и детсады начали избавляться, к примеру, от психологов, логопедов и других работников, не выполняющих непосредственно образовательные функции.
Кроме того, негативную роль сыграло введение в соответствии с "майскими указами" нормативно-подушевого финансирования. В результате бюджет школы стал зависеть от числа учеников: чем их больше, тем больше финансирование, которым уже распоряжаются руководители учебных заведений. Такой подход привел к тому, что ряд директоров начали увеличивать нагрузку на педагогов, увольнять совместителей, порой высококлассных специалистов, которые выполняли очень важную работу.
Помимо этого, есть неясность с учетом зарплаты административного персонала, потому что официально их заработок не должен включаться в расчет показателей среднего по учреждению, однако, если, например, завуч или заместитель директора ведет уроки, вполне возможно, их зарплата, которая определенно выше, будет учитываться при расчете. Такими вот нехитрыми способами зачастую и создается некая средняя цифра сначала по учреждению, а потом и по региону.
Поэтому сегодня работники бюджетной сферы с уверенностью могут сказать: "майские указы" выполнены в большей степени на бумаге, чем в реальности.