Маркион (христианский проповедник II в.), который не признавал никаких других Евангелий, как только несколько Посланий Павла, который полностью отвергал антропоморфизм Ветхого Завета и провел отчетливую разграничительную линию между старым иудаизмом и
христианством, - рассматривал Иисуса не как Царя, Мессию евреев, и не как
сына Давида, имеющего какое-либо отношение к закону или к пророкам, "но как
божественное существо, посланное, чтобы открыть людям духовную религию,
совершенно новую, и Бога доброты и милосердия, доселе неизвестного".
"Господь Бог" евреев в его глазах, Творец (Демиург), был совсем другой и
отличался от того божества, которое послало Иисуса раскрыть божественную
истину и проповедовать радостную весть, приносить мир и спасение всем.
Согласно Маркиону, миссия Иисуса заключалась в том, чтобы аннулировать
еврейского "Синьоры", который "был противопоставлен Богу и Отцу Иисуса
Христа, как материя противостоит духу, нечистое - чистому".
Так ли был не прав Маркион? Было ли это кощунство или же это была
интуиция, божественное вдохновение, заставляющее его выразить то, что каждое
честное сердце, стремящееся к истине, более или менее чувствует и признает?
Если в своем искреннем желании учредить чисто духовную религию,
всеобъемлющую веру, основанную на неискаженной истине, он счел необходимым
сделать из христианства совершенно новую и отдельную от иудаизма систему, то
разве Маркион не обосновывался на самих словах Христа?
"Никто не кладет заплату из новой материи на старое одеяние... ибо
прорехи станут еще заметнее... И никто не наливает новое вино в старые
сосуды, так как они разрываются, вино вытекает, и сосуды пропадают; но новое
вино наливают в новые сосуды, и тогда и то и другое сохраняется".
"Как может Бог", спрашивает Маркион, "нарушать свои собственные заповеди? Как мог он запрещать идолопоклонство и поклонение изображениям и все же заставлять Моисея воздвигнуть Медного Змия?
Как можно давать заповедь: "Не кради", и затем приказывать израильтянам
грабить у египтян их золото и серебро?" Предвидя результаты современной
критики, Mapкион отрицает применимость к Иисусу так называемых мессианских
пророчеств.