Обычно, когда говорят о первых сведениях о крепости Арабат, имеют в виду упоминание её в труде французского инженера на польской службе Гийома Левассера де Боплана (Guillaume Le Vasseur de Beauplan) "Описание окраин Королевства Польши, простирающихся от пределов Московии, вплоть до границ Трансильвании", который увидел свет во Франции в 1651 г. Однако тут стоит напомнить, что мессир де Боплан покинул Речь Посполитую в начале 1647 г. и больше не возвращался в неё. Более того, писавший об Украине по собственным наблюдениям, описания Крыма автор дал со слов очевидцев. Т.е. мы смело можем утверждать, что Арабатская крепость существовала в 40-е гг. XVII ст.
Другим источником, рассказывающим об этой крепости, является труд османского путешественника Эвлии Челеби "Книга путешествий". Челеби, в отличие от Боплана, даёт подробное описание крепости и рассказывает историю её создания. Он относит возникновение Арабата к правлению хана Мехмед-Гирея, не указывая, правда, какого.
1
Османский путешественник Эвлия Челеби
Дело в том, что в истории Крымского ханства было четыре хана под таким именем. В правление последнего из них, Мехмеда IV Гирея (правил в 1641 - 1644 гг. и в 1654 - 1666 гг.) Э. Челеби и посетил земли ханства (1666 - 1667 гг.).
Османский путешественник связывает возведение Арабатской крепости с необходимостью защитить полуостров от набегов казаков и калмыков, которые (калмыки) впервые вторглись во владения крымцев в 1651 г. в правление хана Ислама III Гирея. Несколько позже возведения Арабата хан Мехмед-Гирей с той же целью возвёл на противоположной оконечности Арабатской стрелки крепость Ченишке (Геническ), истратив на неё "... огромные суммы".
Тем не менее, Мехмед IV Гирей вряд ли был основателем Арабатской крепости. Скорее всего Э. Челеби смешал хана Мехмеда с его тёзкой-предшественником: как уже было сказано выше, о существовании крепости французский инженер Боплан узнал до 1647 г., в то время как калмыки напали на владения крымцев лишь в 1651 г., а второе правление Мехмеда IV Гирея началось вообще в 1654 г.
Кроме того, на ошибочность идентификации основателя крепости с ханом Мехмедом IV Гиреем указывают два косвенных свидетельства.
Первое - труд Эмиддио Дортелли д'Асколи, монаха, возглавлявшего в 1624 - 1634 гг. доминиканскую миссию в Каффе. В своих записках "Описание Чёрного моря и Татарии", составленных в 1634 г., д'Асколи в частности написал: "... Есть ещё другой путь для выхода из Татарии, называемый Араббатта (Arabbatta), напротив города Крыма и на расстоянии одного дня пути от Каффы. Через Меотийские болота есть тропа, которой могут пользоваться знающие дорогу. Но этот путь избегают по причине болот и пустынных безлюдных стран, лежащих по ту сторону, опасных от чиркасских и ногайских разбойников..."
В данном случае под Араббаттой д'Асколи может подразумеваться как название местности, так и крепость. Поэтому большое значение приобретает этимология названия крепости.
Существует две основные версии. Наиболее распространённой является версия, выводящая слово "Арабат" от арабского "rabat", в переводе на русский означающее "войсковой пост". Другая версия, озвученная Я.Р. Дашкевичем в комментариях к книге Боплана [Г. Левассер де Боплан. Описание Украины. - М.: "Древлехранилище", 2001. - 576 с.], производит слово "Арабат" от тюркского "araba" или "arba" - "воз". Обе версии имеют как сильные (первая есть простое обозначение сути объекта - "крепость, войсковой пост", вторая обращает внимание на узость Арабатской стрелки - "место, по которому воз с трудом пройдёт"), так и слабые стороны (не поняно, почему название татарской или турецкой крепости имеет арабские корни).
Второе свидетельство, говорящее в пользу того, что Арабатская крепость была возведена в правление другого Мехмед-Гирея, - это карта Крымского полуострова Герарда Меркатора, изданная в Амстердаме в 1630 г., на которой в северной части восточного Крыма помещён населённый пункт или крепость под названием Arbeth.
