Сколько напрасно бумаги потратили быдлоисторики, НЕ ЗНАЯ О ТОМ, ЧТО БЫЛ АРАБАТСКИЙ (АКМОНАЙСКИЙ КАНАЛ) (цитата):
Несколько иные сведения находим у Плиния Старшего (IV.87): «А по Меотиде от конца перешейка или той местности, которая называется Тафрами, до устья Боспора считается в длину 260 миль». На первый взгляд, здесь, как и у Страбона, рассматривается морской путь. Однако расстояние в 260 миль укладывается лишь в несколько спрямленную береговую линию от Перекопа до южной оконечности Керченского пролива. Морской путь от Чонгарского пролива до устья Боспора в любом случае будет короче. Последнее позволяет отдать предпочтение либо сухопутному объезду береговой линии, либо комбинации данных, полученных при сухопутном измерении расстояния от Перекопа до Чонгарского пролива и последующем морском путешествии. Скорее всего начальной точкой отсчета у Плиния следует считать район Перекопского перешейка, что позволяет локализовать здесь местность «Тафры» — Рвы.22) Аналогичную локализацию местности «Тафры» находим и у Помпония Мелы: «Местность между болотом и заливом называется Тафры, а залив Каркинитским» (II.4). Если обратить внимание на то, что несколькими строками выше географ определяет ширину Перекопского перешейка в 5 миль и отмечает, что он лежит между Понтом и Меотидой, то и здесь можно признать истинным тот факт, что Мела отождествлял Тафры с Перекопским [148] перешейком, с другой стороны, у Мелы, как и у Плиния, угадывается контаминация сведений и о большем и меньшем перешейке.
Иного мнения при локализации местности Тафры придерживается В. С. Ольховский, помещающий ее между Перекопом и Акмонаем.23) Основой подобной реконструкции служит свидетельство о Тафрах как о стране, окруженной рвами, восходящее, возможно, к Домитию Каллистрату.24) Отождествление жителей страны Тафры — тафриев (Strabo, VII.4.5) с саторхеями, а последних в свою очередь с земледельцами Страбона (VII.4.6) приводит автора к выводу о тождестве территории земледельцев со страной Тафры.25) Границы ее должны пролегать по укрепленным перешейкам. Для доказательства последнего положения наиболее пригоден критический анализ свидетельств Страбона. В первую очередь исследователь ищет упоминание о перешейке, который можно было бы отождествить с Акмонайским. Например, «...ранее наибольшую часть страны до перешейка и Каркинитского залива занимало скифское племя тавров» (Strabo, VII.4.5). В дальнейшем Каркинитский залив рассматривается как западная, а перешеек — как восточная граница прежних владений тавров.26) Лингвистическое обоснование нового перевода не приводится. Наиболее существенным аргументом считается последовательность описания владений боспорцев и тавров, которую «...Страбон дает строго с востока на запад, в качестве исходной точки имея Пантикапей: устье Меотиды — Феодосия на перешейке (Акмонайском) — Каркинитский залив».27) Однако заметим, что сам Страбон (VII.4.4-5) Феодосию ни на одном из перешейков не помещает. Описание владений боспорцев он начинает не с Пантикапея, а с Феодосии (VI.4.4), к тому же в тексте (...την δε πλειστην μέχρι του ισθμου και του κόλπου του Καρκινίτου...) (VII.4.5) перешеек не противопоставляется заливу.28) Для внимательного читателя восточной границей будет упомянутая ранее Феодосия (Strabo, VII.4.5).
Далеко не бесспорна и следующая часть доказательства: «...тавров у Перекопа не помещает ни один античный автор».29) У Страбона (VII.4.5) фигурирует «скифское племя тавров», причем тавры здесь, вероятно, не этнический, а географический указатель.30) Характерно, что страна, которую занимало это племя, здесь же называется Малой Скифией. Подобная деталь в описании может отражать и скорее всего отражает реальную этногеографическую обстановку, сложившуюся во II в. до н. э. и просуществовавшую до походов Диофанта. Следующее допущение, логически вытекающее из первого: «Страбон, неверно поняв своих информаторов, спутал сведения о двух перешейках шириной 40 и 360 стадиев, приписав их одному перешейку, вероятно, вследствие того, что оба перешейка имели укрепления».31) Сказанное определяет цель автора найти укрепленный перешеек в 360 стадиев на Керченском полуострове («у Меотиды»).32) Однако указатель «у Меотиды» отнюдь не свидетельство того, что это перешеек Керченского полуострова. Так, Плиний (IV, 87) приводит расстояние от Перекопа до пролива по Меотиде, Помпоний Мела (II.4) располагает перешеек (бесспорно Перекопский) между Каркинитским заливом и Меотидой, Страбон (VII.4.1) считает Σαπράν λεγομένην λίμνην лишь частью Меотиды. И наконец, для того, чтобы отождествить Акмонай с [149] перешейком в 360 стадий, В. С. Ольховскому приходится признать указанное Страбоном расстояние значительно завышенным.33)
http://annales.info/greece/small/krimukr.htm