"Эпикур разграничивает прерывное время, состоящее из дискретных, неделимых далее элементарных длительностей, и непрерывное время. Прерывным время представляется в ультрамикроскоппческих, как мы бы сейчас сказали, интервалах, где чувственное восприятие движения невозможно. Рассмотрим движение в течение очень малого, по доступного еще чувственному восприятию интервала времени, иначе говоря, в течение малого интервала непрерывного времени. Тело, состоящее из атомов, движется в течение этого еще непрерывного времени в одном направлении. Мы не воспринимаем отдельных движений, мы воспринимаем только совокупный результат массы движений. Будем теперь уменьшать интервал времени, в течение которого мы представляем себе движение, и перейдем за пределы непосредственного ощущения, схватывающего лишь результат большого числа движений.
Теперь мы имеем перед собой отдельные элементарные движения атомов, воспринимаемые только мыслью. Такие элементарные движения были названы «кинемами». Эти отдельные движения атомов происходят с постоянной абсолютной скоростью; направлены же элементарные смещения в самые различные стороны, даже тогда, когда макроскопически они представляются движущимися в одном направлении. Эпикур говорит, что «...даже в самый малый период непрерывного времени атомы в сложных телах несутся к одному месту...» 21 Таким образом, Эпикур понимает под непрерывным временем макроскопическое время; пз слов Эпикура ясно видно, что он различает время, воспринимаемое чувствами, улавливающими лишь массовый процесс движения, и микроскопическое время, не воспринимаемое чувствами, измеряемое кинем л- ми — отдельными смещениями атомов с колоссальной, постигаемой лишь мыслью неизменной скоростью. Очевидно, макроскопическое движение складывается из элементарных, неделимых, микроскопических движений с постоянной скоростью, т. е. из кинем. Каким же образом из отдельных кинем получается макроскопическое движение с различной скоростью? Очевидно, макроскопическая скорость тела зависит от некоторого среднего значения скорости элементарных сдвигов — кинем, которые обладают одной и той же абсолютной скоростью и различными направлениями. Если бы все кинемы были все время параллельны, то тело двигалось бы с предельной скоростью, равной абсолютной скорости кинем. Если бы элементарные сдвиги атомов происходили в одном направлении так же часто, как и в противоположном, т. е, в среднем кинемы уравновешивались, то движение макроскопического тела имело бы нулевую скорость — тело не двигалось бы, В действительности распределение кппем по пространственным направлениям может быть самым различным, и это дает различные скорости макроскопических тел, от нулевой до предельной. Разумеется, в таком истолковании изотахии нет модернизации, пока мы не приписываем Эпикуру положительных и однозначных ответов на вопросы, вытекающие из этих понятий. Вопросы, вытекавшие из концепции изота- хий, могли получить ответ прп представлении о макроскопическом непрерывном движении как о статистическом аппроксимации микроскопического прерывного движения, состоящего пз неделимых кинем. В самом деле, поскольку движение, воспринимаемое чувствами, непрерывно и происходит с различной скоростью, а чувственно невос- принимаемое движение прерывно, состоит из кинем и обладает постоянной скоростью, то каким же образом первое может получиться пз второго, если не из различно- го соотношения между кинемами, направленными в одну сторону и в противоположную ей? У Эпикура нет количественного понятия вероятности вообще и вероятности кинем в частности и пет представления о больших ансамблях, поведение которых соответствует вероятности элементарных процессов. Поэтому он не дает объективного разграничения микроскопических и макроскопических интервалов времени. Но современный ответ на вопрос, поставленный теорией кинем и изотахин, может исходить из существования макроскопических статистических закономерностей: макроскопическое смещение тела определяется пространственным распределением вероятности кинем. Если вероятность кинем распределена всюду в пространстве симметрично, т. е. элементарное смещение атома в одну сторону так же вероятно, как и смещение в противоположную сторону, то после большого числа элементарных интервалов времени кинемы уравновесят друг друга, и тело окажется вблизи исходной точки. Если же вероятности кинем распределены в пространстве несимметрично, т. е. элементарные движения атомов в каком-либо одном направлении более вероятны, чем движения в противоположном направлении, то в результате большого числа элементарных движений тело сдвинется в сторону большей вероятности. Макроскопическая скорость тела, очевидно, будет соответствовать степени диссимметрии вероятностей".