(продолжение предыдущего сообщения)
На основании чего сделано утверждение, будто именно платежеспособный спрос (ни о каком другом спросе Р.Люксембург не говорит) лежит в основе расширения производства в схеме воспроизводства Маркса? Схема даже не моделирует, но иллюстрирует те онтологические связи и зависимости расширения производства, которые теоретически определены Марксом – эти связи и зависимости отнюдь не столько количественные, сколько качественные (качество схематично может быть представлено только через количественные соотношения), и они – эти качественные связи и зависимости – отнюдь не есть результат обобщения эмпирических данных за тот или иной исторический период в той или иной стране, но они есть следствия открытой Марксом онтологии капиталистического производства и воспроизводства. Спрос – это не одна из сущностей общественного воспроизводства, а одна из форм проявления на поверхности общественной жизни одной из основополагающих сущностей общественного производства и воспроизводства – потребления, которое есть также и воспроизводство = потребительное воспроизводство индивидов и всего общества как таковых. Маркс схемами иллюстрирует качественные связи и зависимости пропорционирования между потреблением, производством, распределением и обменом, но не более того.
В силу этого схемы в принципе не содержат и содержать не могут никакого платежеспособного спроса как такового и, тем более, никакого указания на то, кем и как формируется этот спрос, кем и чем он инициируется. Эти же самые схемы Р.Люксембург применяет к анализу расширенного воспроизводства социалистического общества, в котором, как она и сама утверждает, нет никакого платежеспособного спроса
Накопление в действительности состоит не только в том, что накапливаются мертвые средства производства, но и в том, что накапливаются также и живые средства производства, что идет повышение технического уровня не только мертвых средств производства, но и живых и т.д.
Сказать, что основой накопления является как раз то обстоятельство, что капиталисты не потребляют всей прибавочной стоимости, тождественно тому, чтобы сказать: основой накопления является бережливость капиталистов – это и есть догма буржуазного мировоззрения и политэкономии. Но в нем и в ней есть также и другая догма: прибыль – это зарплата капиталиста, источник его дохода, материальная основа его и всех его чад и домочадцев жизни.
Отсюда, поколику имеется расширенное воспроизводство капиталистов как людей, потолику уже только для этого требуется увеличение той суммы дохода от производства, которая могла бы быть использована на собственное расширенное воспроизводство капиталистов как таковых, по меньшей мере, без того, чтобы зарезать курицу, которая несет золотые яйца, то есть собственное предприятие или фермерское хозяйство (исторически прежде – ремесленное или крестьянское хозяйство). Самое первое – ближайшее – средство для этого – увеличение степени эксплуатации работников. Вплоть до конца третьей четверти 19-го – начала 20-го века именно это средство использовалось по преимуществу.
Однако у этого средства – производства абсолютной прибавочной стоимости – во всякий данный период есть предел – физиологический и технический, его же не прейдеши. С другой стороны, и увеличение нормы изъятия продукта у непосредственных производителей в принципе недостаточно для того, чтобы одновременно с количественным расширением воспроизводства себя и своих любимых повышать также и уровень своей жизни, а также и ее качество. Уже только из этого неизбежность расширенного воспроизводства очевидна. Но достигнуто оно может быть, чем дальше, тем в большей степени, не просто увеличением количества применяемых живых и мертвых средств производства, но систематическим революционизированием технологического базиса производства = борьбой за опережающий, в сравнении с конкурентами, рост эффективности (доходности) применения капитала во все возрастающих масштабах (концентрация и централизация капитала, монополия).
Необходимым логическим следствием указанного, средством для расширения производства, а равно и необходимым условием и результатом расширения производства является развитие капиталистического рынка вширь и вглубь, для чего абсолютно необходимо сочетание неэквивалентного обмена (косвенной экспроприации) и прямой экспроприации всех тех производителей, которые так или иначе препятствуют расширению капиталистического рынка вширь и вглубь, будь то ремесленники и крестьяне, будь то собственная (в своей стране) деревня, будь то мировая деревня = целые страны и континенты.
(продолжение в следующем сообщении)