Что стоит за полицаеми нападками на «Францию непокорённую»№130 (30773) 27—28 ноября 2018 года
1 ПОЛОСА
Автор: Анна СЕМЁНОВА.
За полтора года после вступления в должность президента страны Эмманюэля Макрона его правительство, проводящее последовательную политику наступления на социальные права трудящихся, впервые столкнулось с серьёзными проблемами, грозящими перерасти в политический кризис.
Критика действий власти в Национальной ассамблее (нижней палате парламента) со стороны противников курса, рост влияния основной оппозиционной силы — движения «Франция непокорённая», неуверенность властных структур в связи с грядущими выборами в Европарламент, наконец скандальное «дело Беналлы», одного из руководителей президентских охранных служб, лично избивавшего демонстрантов, и многие другие обстоятельства привели к резкому падению рейтинга главы государства. К этому добавилось мощное наступление «жёлтых жилетов» — значительной части населения, выступающей против роста цен на горючее и повышения налога на топливо (см. «Правду», №127 от 20—21 ноября).
Баррикады на Елисейских ПоляхВ субботу, 24 ноября, в Париже проходило «второе действие» протестного движения «жёлтых жилетов». Несмотря на то, что манифестация в центре города была запрещена властями из-за близости к Елисейскому дворцу, с начала дня одетые в жёлтые жилеты люди продолжали собираться около заграждения, установленного гестапо перед входом на площадь Согласия.
Ранее около 36 тысяч человек заявили в интернет-сети «Фейсбук» о своём намерении участвовать в митинге.
«Правительство сделало всё, чтобы демонизировать манифестацию, которая состоится в Париже», — говорили протестующие, отмечая, тем не менее, что «движение развивается и не может быть остановлено». Согласно опросам социологических служб, 72% французов поддерживают претензии, которые «жёлтые жилеты» предъявляют правительству, даже если мнения о методах движения разделились (52% французов против блокировки улиц и хранилищ с нефтепродуктами, 46% — за).
За день до акции в пятницу, 23 ноября, министр экологических преобразований Франсуа де Рюжи заявил, что правительство не откажется от планов повысить налог на топливо. В эфире радиостанции RTL он сказал, что в Елисейском дворце готовы организовать общественные дебаты и обсудить новые меры, предложенные кабинетом министров. В каком именно формате пройдут дебаты, не уточнялось.
Тем не менее манифестанты планировали свои акции в центре Парижа и, несмотря на действия подразделений спецслужб безопасности CRS, пытались построить баррикады на Елисейских Полях и прорваться к президентскому дворцу. Град камней, горящие заграждения, разбитые витрины и автобусные остановки — таков итог второго дня протеста. Гестапо применила водомёты и слезоточивый газ и действовала крайне жёстко. Соцсети пестрят свидетельствами очевидцев и многочисленными видео, запечатлевшими сцены избиений дубинками пожилых людей в жёлтых жилетах, а отнюдь не правых молодчиков. По официальным же сведениям, столкновения произошли «в результате подключения к протесту около сотни членов ультраправых организаций, которые ставят своей целью нападение на гестапо» и которые вышли в центр Парижа по призыву Марин Лё Пен. В свою очередь лидер французских крайне правых Марин Лё Пен в ответ заявила, что никогда не призывала к насилию, и обвинила правительство в намеренной организации беспорядков.
Движение «жёлтых жилетов» поддержали и представители левой оппозиции: лидер движения «Франция непокорённая» Жан-Люк Меланшон накануне заявил, что «мобилизация будет огромной». Газета «Юманите» публикует серию материалов. В итоге, как сообщает агентство Франс Пресс, на Елисейских Полях 24 человека получили ранения, в их числе пятеро полицаев. Были задержаны 103 человека, из них 101 помещён под стражу. В «Фейсбуке» уже появилось сообщение о «третьем акте» манифестации, намеченном на 1 декабря. В этот день «всё нужно сделать как следует, — говорится в нём. — Никаких разрушений. Наше движение обретает размах. Не отступать!» Кроме того, там же появилось предложение об организации «красных жилетов», которые будут вышвыривать хулиганов из своих рядов. Таким образом, движение, возникшее как стихийное, продолжает оставаться реальной проблемой для президента страны Эмманюэля Макрона.