Зарастает легендарный парк
№90 (31150) 20—23 августа 2021 года
2 ПОЛОСА
Автор: Алексей СЕРЕБРЯКОВ. https bloknot-volgograd ru
В Краснооктябрьском районе Волгограда зарос травой и мусором легендарный парк, располагавшийся между Малой и Большой Францией.
История парка неразрывно связана с историей предприятия «Красный Октябрь». В конце XIX века в Царицыне появился металлургический завод «Урал-Волга», который потом назывался «ДЮМО», а после революции — «Красный Октябрь».
Руководили заводом французы, на самом предприятии работало много иностранцев.
Их добротные, красивые дома образовали посёлки Большая и Малая Франции, которые разделялись огромнейшим парком. «Русская деревня» с рабочими находилась за современным проспектом имени Ленина.
В парке были спортивные и артистические площадки, конюшни для племенных лошадей и теннисный корт. Зимой для детворы и взрослых заливали каток.
В первые годы попасть в огромный парк могло только руководство завода и высокопоставленные его чины. Простых людей не пускал на территорию жандарм.
С приходом Советской власти парк стал платным — вход стоил 5 копеек. В парке появились танцплощадка, тиры и огромная парашютная вышка, которая считалась самой большой и лучшей в Европе.
Во время Сталинградской битвы посёлки и парк были фактически уничтожены. После войны началось восстановление парка, но коттеджные посёлки постепенно отвоёвывали его территорию.
— Когда я училась в школе, в этом парке проводились игры — «Зарница», где и мне посчастливилось участвовать, — вспоминает Елена Манжосова.
Другой волгоградец подробно рассказал об убранстве парка в советские годы.
— Сейчас здесь сохранилась бетонная площадка с интересным орнаментом — это останки краснооктябрьских танцев. Это и была наша танцплощадка с эстрадой-ракушкой. Её разрушили после 2008 года, — поделился местный житель.
— Мне этот парк был родным и близким в полном понимании этого слова. Рос на берегу у деда с бабулей на улице Матросской. Очень хорошо помню ещё былую красоту и убранство парка в 1960-х, хотя в это время парк уже терял своё основное назначение и дичал. С постройкой в начале 1950-х Дома техники вся «культура» ушла из расположенного здесь клуба Ленина, стоявшего на этом месте ещё до войны.
Перед центральными воротами парка со стороны завода «Красный Октябрь» был памятник Ленину, сейчас там какая-то мутная площадка, но постамент остался. Сразу при входе в парк слева стоял памятник Ленину и Сталину. А за клубом была летняя киноплощадка, на месте которой сейчас теннисные корты. В начале 1970-х за воротами парка на большой площади решили установить различные аттракционы, карусель и колесо обозрения. Но как-то это всё не заладилось, долго ржавело, а потом и вовсе в конце 1980-х было снесено при строительстве коттеджей.
Естественно, что с течением времени основная часть работников «Красного Октября» стала жить не в посёлках рядом, а в более современных домах. Например, коренная жительница Волгограда Людмила вспоминает: «Когда в конце 1980-х годов я работала пионервожатой в лагере имени Гули Королёвой, относящемся к волгоградскому металлургическому гиганту, большинство детей из списка отряда проживало на улицах Штеменко, Таращанцев, Богунской, на проспекте Ленина, но их родители были работниками «Красного Октября». И многие из этих детей даже не слышали про посёлок Малая Франция. И искренне удивлялись моим рассказам об этом посёлке».
От огромного парка осталась только небольшая часть. Вход в парк завален мусором, а внутри много сухих деревьев. По всей видимости, около 5—8 лет назад тут установили детскую площадку и скамейки, которые сейчас составляют единственное живое место парка.
Власти Краснооктябрьского района Волгограда несколько лет назад пытались включить восстановление парка в программу «Городская среда», но из этого пока ничего не вышло. Руководство «Красного Октября» решило сделать французский парк рядом с предприятием, а восстанавливать старый парк, расположенный вдали от объектов инфраструктуры, посчитали нецелесообразным.
Память о парке хранят только волгоградцы, проживавшие рядом, и, наверное, работники музея «Красного Октября». С каждым годом память о парке зарастает, как и он сам.