Здесь естественен вопрос:
А что сам Маркс полагал в качестве рационального классификатора общественных строев?
Первое. Это общая предметная диалектическая модель Маркса о качественном развитии государства. Об этом смотрите выше.
Второе. Это фактор частной собственности, которая и доныне на слуху во всех классовых словесных баталиях.
Частная собственность - что это такое, зверь или понятие?
Начнем с самой общей логики. Когда Декарт советовал "Сомневайся", он имел в виду текущие общие убеждения - слова современных авторитетов-личностей и современной общепринятой системы знаний. Здесь на первом месте, в начале 17 века, стояли церковные понятия. Плюс еще 100-300 лет (до отмены церковного проклятия Копернику и Кеплеру и Декарту в середине 19 века) все ученые находились под властью церковного авторитета.
Об этом говорили Маркс и Энгельс, говоря о религиозном характере всех мракобесий против разумного рационализма. Религиозность - главный признак доминанты лидерной пирамиды. Ведь надо же как-то объяснить права на власть этой элиты по отношению ко всему народу. А народ был христианский и верил, что все перед Богом равны. Рационально объяснить, почему этот Людовик или Сталин или Путин всех умнее и только они имеют право управлять страной-народом - НЕВОЗМОЖНО. Поэтому на помощь тут же приходила церковь (в том или ином обличии). Вот дескать пирамида - от нас всех до Бога - и раз ты оказался на вершине, значит так тому и быть. Ты самый умный, честный, добрый, талантливый - сын Божий в общем. И нечего тут спорить тем кто ниже. Сыну Божьему виднее.
Но даже в древнем Риме божественных императоров смещали - родственники или полководцы (солдатские императоры), а то и варвары-аттилы-готы-славяне... То есть правило работало не всегда. Как только появлялась большая физическая сила - Бог и церковь без проблем благословили новую власть.
Но жить то как-то надо и всем остальным. Вот и придумали на такой случай священное право частной собственности. Что там наверху? - наше дело маленькое, решайте сами. Но блин - совесть имейте! кто вам налоги-взятки-дары платит, кто вас кормит в конце концов...
В новые времена - 20 век, революции - в 1919 году все богатеи мира объединились. Россия пала, Германия пала, Франция пала, Англия пала.... что-то надо делать, причем срочно.
Это капиталисты - не путать с капитализмом
Власть капитала - это власть денежной системы.
Власть капиталистов - это реликт феодализма.
А всеобщий капитал хочет развиваться без проблем.
Для этого ему необходимо повышение средней производительности труда.
Для этого ему необходимо справедливое вознаграждение за частные труды - гарантия личной мотивации.
Для этого ему необходимо должное поощрение талантов - ученых, инженеров, предпринимателей, капиталистов, организаторов, изобретателей, местных новаторов.... все ради прогресса, все ради роста производительности...
Капиталисты понимают это, но добавляют одно условие - сохранение нажитых богатств и власти.
Один к одному обоснование богоизбранности нового императора.
Раз уж ты оказался на вершине - то ты богопомазан.
Только на уровень ниже.
Священное право (божественность) частной собственности.
Где частная, где личная, где общественная?
Маркс говорит о частной собственности на средства производства, имеющие общинный характер.
Говорит о том, что владелец такой частной собственности имеет доход слишком большой по сравнению с доходами тех, кто во всем этом участвовал - особенно по сравнению с простыми работягами.
Понятно, что простым работягам эта мысль Маркса очень люба.
А простым капиталистам - не очень.
С точки зрения здравого смысла и рационального разума.... которую сам Маркс представил в Критике Готской программы социал-демократов... надо учесть все рациональные-разумные издержки, добавить прогрессивную амортизацию производства, учесть все социальные (общие и локальные) фонды - и уж потом выяснять кому и сколько тут положено по справедливости. Прочитайте внимательно, что там написал Маркс на вершине своего развития.
Если рентабельность разумная, и если нет явных перекосов в лидерном вознаграждении - то все будет справедливо. Любой строй хорош.