Я понимаю, что такая ситуация выгодна небольшому числу людей, "успешных инвесторов в недвижимость". Но она совершенно невыгодна всем остальным.
Проблема ЖКХ и ветхого жилья в последнее время стала чрезвычайно важной для большинства россиян. Неудовлетворительные темпы строительства жилья приводят к депопуляции России, что представляет угрозу национальной безопасности, огромным потерям валового внутреннего продукта, снижению военно-экономического потенциала России, росту социальной напряженности в обществе, другим негативным последствиям.
Стало очевидно и то, что «невидимая рука Адама Смита» не справляется с проблемой ветхого жилья из-за комплекса трудностей. Это и высокая стоимость оформления разрешений на строительство, это и высокие цены на землю, это и чрезвычайная монополизация строительной отрасли и отсутствие конкуренции, что позволяет монополистам работать в этой сфере с высоким уровнем рентабельности при ограниченных темпах строительства. Высокая рентабельность и низкие темпы строительства жилья не отвечает интересам рядовых россиян, общества и самого государства.
В настоящий момент общий жилищный фонд по данным федеральной службы государственной статистики составляет около 3000 млн.кв.м. Из них городского жилья в государственной собственности около 164 млн.кв.м., а в муниципальной – около 416 млн.кв.м. Если полагать срок службы жилья ≈50 лет, то получается, что ежегодно ветшает 164/50≈3,28 млн.кв.м. государственного жилья, и 416/50≈8,32 млн.кв.м. муниципального. Таким образом, если считать себестоимость жилья хотя бы 15 тысяч рублей за квадратный метр, то даже для простого воспроизводства государственного и муниципального жилья необходимо вкладывать в строительную отрасль около (3,28 млн.кв.м.+8,32 млн.кв.м.)*15 тысяч рублей/кв.м.=174 миллиарда рублей ежегодно. Очевидно, что средств, заложенных в бюджете Российской Федерации в объеме 250 млрд.рублей в фонд содействия реформирования ЖКХ недостаточно для решения жилищной проблемы.
Для того, чтобы выйти на удовлетворительные темпы строительства жилья – квадрат на душу населения в год необходимо ежегодно строить 140 млн.кв.м. К сожалению, в настоящий момент наша строительная отрасль способна ежегодно вводить только ≈40…50 млн. кв.м., а значит, государство должно планировать дополнительно вводить около 90…100 млн.кв.м. Опять же, если считать себестоимость жилья хотя бы 15 тысяч рублей за квадратный метр, то получается, что для решения этой задачи государству необходимо дополнительно выделять 100 млн.кв.м*15 тыс.рублей/кв.м.=1,5 трлн.рублей ежегодно.
Это, очевидно, огромная сумма, и таких денег в бюджете нет. Однако, для решения проблемы ветхого жилья, можно повысить налог на недвижимость до 2…3 процентов от стоимости жилья и перечислять их в фонд содействия реформированию ЖКХ. В конечном итоге такой налог должен изменить структуру расходов домашних хозяйств, структуру производительных сил и структуру российской экономики. Без серьезной финансовой базы и введения такого налога заявления Президента России, озвученные в Послании Федеральному Собранию могут остаться красивым пожеланием и мечтой.
Юрий Ярунов