По народному поверью, ингушский «Эрзи» основан выходцами из Аравии, положившими начало определенным ингушским фамилиям. Некоторые ингушские мифы также сближаются с мифами народов Закавказья и Месопотамии. В ингушском фольклоре сохранились многочисленные упоминания о южном (ближневосточном) происхождении отдельных ингушских родов. Эти предания оказывают существенную помощь в выяснении происхождения и этнического состава изучаемого народа. Некоторые фамилии выводят своих мифических предков из Аравии, Сирии и ближнего Востока в целом, сопровождая свои рассказы такими подробностями, что происхождение этих легенд уже нельзя не поставить в прямую связь с мусульманизацией ингушского народа, начавшейся не ранее XVI—XVII вв. и окончательно закончившейся у ингушей только в середине XIX в. и т.д.
Выдвинутая Е.М. Шиллингом, А.А. Захаровым, Л.П. Семёновым и другими исследователями гипотеза о связях, некогда существовавших между предками ингушей и древними народами Месопотамии получает дальнейшее развитие и массу подтверждений этой "гипотезы".
Известно теперь, что предки ингушей до их миграции а Закавказье и оттуда уже на Северный Кавказ, предки ингушей древние Халдеи (Глигвы-Гхлигви-Гхалгая-Халдеи) проживали как на севере Месопотамии откуда согласно древним источникам часть из низ была изгнана (за различные преступления о чём речь пойдёт ниже..), появление же другой части некогда единого народа - ингушей-халдеев на Кавказе (позднее) попала в Закавказье в качестве рабов.. которая много позднее расселилась на южных склонах Кавказа, а также в Предкавказье. Благодаря и, древнеармянским письменным источникам появилась возможность проследить, как проходило движение с юга на Северный Кавказ предков ингушей, принесших с собой культ Тушоли, сопровождающийся культом фалосопоклонничества который как это не странно сохранился у ингушей плоть до 20-го века фактически без изменений. Одними из этих племён, известными по армянским текстам, являлись галгаи /гIалгIай/ и гелатхой (они же как установили исследователи - глигви у грузин, Халдеи)..
Генерал Джохар Дудаев: "… ингуши в силу внутренней ситуации в Чечне 15-го века и своих сепаратистских настроений были вынуждены покинуть обжитые места и искать пристанища на землях средневековой Осетии. Во-вторых, как мог я, будучи лидером чеченского народа ответственным за его судьбу, поддержать незаконные притязания ингушей на Пригородный район Северной Осетии? Разве мы не знаем, что несколько веков назад осетины великодушно позволили им (ингушам) расселиться на территории Восточной Осетии? Разве мы не знаем на своем примере, как безответственные ингушские политики разыгрывают территориальные карты? Еще свежи в памяти их возмутительные попытки отторгнуть от Чеченской республики Сунженский район и заявления о том, что Серноводск и Ассиновская являются исконно ингушскими землями. Наряду с этим я прекрасно отдавал себе отчет и в том, что преступное правительство Ельцина, используя настроения в Ингушетии, пытается спровоцировать нас и втянуть в конфликт".
Джохар Дудаев, г. Грозный, 19 апреля 1993 года