Александр Мазин пишет:
Речь идет не о развитии социального механизма, а о его построении.
Согласно социологической теории
Эмиля Дюркгейма (1858 — 1917) в обществе, рассматриваемом в качестве живого организма (характеризующегося либо механической, либо органической солидарностью) имеют место быть социальные болезни и патологии, диагностикой и лечением которых должны заниматься "социальные врачи".
Но еще на полусотню лет ранее Дюркгейма один из основателей социологии
Огюст Конт (1798 — 1857), а вслед за ним и
Адо́льф Кетле́ (1796 - 1874) создали "Социальную физику". И поколику есть "социальная физика" со всеми ее теоретическими и практическими разделами, фундаментальными и прикладными науками и практиками, потолику есть и "социальные конструкторы", и "социальные проектировщики и организаторы", и "социальные механики (инженеры)", предметом коих является "социальное
технэ = социальное "искусство" (в противоположность
фюзису - тому, что происходит по природе, а не есть произведение человеческое) = техника.
"Ничто, кроме медленного совершенствования человеческой природы посредством организации социальной жизни, не может произвести благоприятных перемен," - писал в 1891 году
Герберт Спенсер (1820 — 1903). Ибо "у человечества нет иной деятельности, кроме организационной, нет иных задач, кроме организационных. ...все интересы человечества - организационные, - продолжил автор "Тектологии или всеобщей организационной науки"
А.А.Богданов (Малиновский, 1873-1928). - А отсюда следует: не может и не должно быть иной точки зрения на жизнь и мир, кроме организационной. ...мы, люди, организаторы природы, себя самих, своего опыта. Свою практику, познание, художественное творчество мы будем рассматривать с организационной точки зрения. Но стихийная природа, разве она - организатор? Разве не будет наивным субъективизмом или поэтической фантазией применять к ее событиям и действиям ту же точку зрения? Да, конечно, природа - великий первый организатор; и сам человек - лишь одно из ее организационных произведений".
Эту линию развития ново-европейской = буржуазной социологической мысли в собственно социальную инженерию окончательно преобразовал
Карл Поппер (1902 — 1994), который
под социальным инжинирингом (social engineering) понимал совокупность подходов в прикладных социальных науках, ориентированных на изменение поведения и установок людей, адаптацию социальных институтов к изменяющимся условиям и разрешение социальных проблем, поддержание на требуемом уровне социальной активности людей. Развившаяся в течение последующей полусотни лет в странах Запада социальная инженерия (
социальный инжиниринг)
включает в себя следующие основные направления:1.
Проектирование и строительство глобальных и национальных структур, в т.ч. государственное строительство, проектирование и реорганизация органов государственной власти и т.д.2. Региональное проектирование и строительство (региональный блок).
3. Проектирование и формирование местных сообществ (муниципальный блок)
4. Проектирование и строительство организаций или «организационная инженерия (организационный инжиниринг и реинжиниринг)».
5. Проектирование и формирование целевых групп и команд (групповой инжиниринг).