https://renesans.ru/poema/11_05.shtmlЯн Кохановский,
ТРЕНЫ...Как ужасно мой дом ты опустошила,
Оршуля, когда нас покинуть решила!
Нас полно, а в доме совсем пусто стало,
Когда душеньки малой одной недостало.
Ты болтала и пела за всех, моя дочка,
Побываешь, бывало, в любом уголочке,
Ты и матери грусть утешить сумеешь,
И отцовские думы, бывало, развеешь,
То того, то другого обнимешь со смехом,
И все радуются презабавным утехам.
А теперь все умолкло— и пусто и жутко,
Все исчезло — и смех, и забавная шутка.
Лишь печаль из углов наблюдает всечасно,
Как сердца утешения ищут напрасно.
....................................................
И ты, Ганна, за сестрой уйти поспешила,
Прежде срока подземный предел посетила,
Чтоб отец твой, две горести разом постигший.
Сохранился для радости прочной и высшей.
П. с.
Ян Кохановский умер в 54 года, и его смерть была явно ускорена смертью дочери Урсулы, а немного позже умерла его дочь Хелена - он этого не пережил.
Я как-то нисколько не сомневаюсь, что Шарлотта Чарч читала эти "ТРЕНЫ" Яна Кохановского, хотя, может быть, и не на русском языке.
И она сумела в своей "Элегии" излить всю боль поэта по поводу смерти двух своих дочерей, а не только одной Оршули.https://www.youtube.com/watch?v=kM5Vef4VyZ0http://az.lib.ru/k/kohanowskij_j/text_1 ... orfo.shtml
Конецъ жизни Кохановскаго омраченъ былъ раннею смертью любимой дочери поэта Урсулы, которую онъ называлъ славянскою Сафо и которой онъ надѣялся передать свою лиру въ наслѣдство. Кохановскій скончался въ 1584 году и погребенъ въ фамильномъ склепѣ, въ Зволенѣ."
.................................................................
https://polomedia.ru/news/lichnost/yan- ... koy-poezii
Идиллию сельской, размеренной жизни Кохановского прервала внезапная смерть его маленькой дочери Уршулы. Это случилось в том же 1579 году, когда увидели свет прекрасные «Псалмы царя Давида», переведённые поэтом. Поэт не чаял души в своей девочке и считал, что она унаследовала от него поэтическое дарование. Мир ценностей рухнул в одночасье.
«Трены» – поэма, состоящая из девятнадцати надгробных плачей, стала выражением той боли, тех переживаний, с которыми пришлось столкнуться Кохановскому в этот скорбный для него момент. Сочетание глубины философии и экспрессия чувств делают «Трены» лирическим произведением высочайшего уровня. Сердце чувствительного поэта было растерзано смертью дочери, но атмосфера Чернолесья, любимая липа поэта и его творчество помогают оправиться Кохановскому, хотя, как оказалось, ненадолго.
Через два года беда вновь постучится в его двери. Умирает ещё одна его дочь – Хелена.
Эти переживания не прошли бесследно для его здоровья. Он успел подготовить к печати своё, пожалуй, главное детище – «Песни». Но свет оно увидело уже после скоропостижной кончины своего автора.
...................................................................
Статья "ТРЕНЫ" из Википедии:
«Трены» (польск. Treny; в переводе на русский язык — «Плачи») — цикл из 19 стихотворений-плачей польского поэта Яна Кохановского, изданный в 1580 году. Стихотворения посвящены дочери поэта Уршуле, умершей в 1579 году.
Композиция
Ян Кохановский над умершей Уршулой. Картина Яна Матейко, вдохновлённая «Тренами».
В «Тренах» выразилась безграничная скорбь Кохановского по умершей маленькой дочери, что резко контрастирует с предыдущими работами поэта, в которых он отстаивал такие ценности, как стоицизм. Стихотворения можно рассматривать как критику собственных ранних работ. В более широком смысле, «Плачи» показывают мыслящего человека эпохи Возрождения в момент кризиса, когда его заставляют через страдания и жёсткое противостояние идеалов с реальностью по-новому оценить свою бывшую гуманистическую философию жизни.
«Трены» относятся к поэтическому жанру Ренессанса — тренодии, и всё произведение состоит из частей, характерных для эпицедия: первые стихотворения знакомят с трагедией и представляют собой панегирик по покойной; далее идут стихотворения скорби, демонстрирующие масштаб утраты поэта, его горе; в конце — стихотворения утешения и наставления.
Кохановский, опираясь на достижения таких поэтов-классиков, как Гомер, Цицерон, Плутарх, Сенека и Стаций, а также на поздние сочинения Петрарки и поэтов Возрождения, таких как Пьер де Ронсар, вышел за пределы известных жанров, и его «Плачи» представляют собой смешанную форму, меняющуюся от эпиграммы к элегии и эпитафии, не говоря уже о псаломной песне.
Когда «Трены» были опубликованы, Кохановский был подвергнут критике за то, что оплакивал смерть маленького ребёнка вопреки существующей литературной традиции, при которой эта форма должна использоваться для «великих людей» и «великих событий».