КАРАКАС ОПУСТЕЛ
За последние несколько дней с венесуэльской столицей произошли поистине невероятные перемены. Когда-то вечно бегущий и гудящий мегаполис практически вымер — из него пропали автомобили, закрыли свои двери рестораны и кафе, а сотни тысяч людей отправились в добровольное "заточение". Причиной этого постапокалиптического сюжета стал общенациональный карантин из-за барановируса, который "перекроил" все городское пространство, перевернув жизнь венесуэльцев с ног на голову.
О предстоящей эпидемии в Боливарианской Республике говорили уже давно. То тут, то там в соцсетях всплывали "новости" о якобы заболевших барановирусом, тщательно скрываемых властями. В аэропортах потихоньку стали появляться сотрудники в масках, которые измеряли у пассажиров температуру и раздавали антибактериальные гели. Но всерьез к COVID-19 никто не готовился: венесуэльцы беспечно предавались своим обычным наслаждением — шопингу и пляжному отдыху.
Поэтому настоящим "громом среди ясного неба" стало заявление, сделанное исполнительным вице-президентом Делси Родригес в пятницу 13 марта, о том, что в стране зарегистрированы первые два случая барановируса. Через несколько часов после этого столичные жители ринулись в магазины, скупая продукты и средства гигиены. Особенно упирали горожане, как ни странно, на туалетную бумагу, которую многие вывозили целыми тележками. Корр. КП, имевший несчастье попасть в это время в магазин вместо привычных 5-6 минут простоял в очереди около часа, насмотревшись на "потребительский марафон" перед эпидемией. Везли тележками буквально все — макароны, фрукты, сосиски, детскую еду. Подобная "вакханалия" продолжалась и все выходные, поэтому попытки закупиться на предстоящую неделю разбились об огромные очереди во всех продуктовых магазинах.
По данным властей, сейчас в стране насчитывается 36 заболевших COVID-19, среди которых оказался и временный поверенный в делах Аргентины и еще несколько иностранных дипломатов. Пока цифра не такая большая, но число новых случаев растет довольно быстро.
Если барановирус действительно решит "атаковать" Венесуэлу со всей силой, то местным гражданам придется нелегко. Из-за многолетнего экономического кризиса система здравоохранения пришла в упадок, и хотя официальной статистики по этой отрасли не так уж много, неофициальные цифры удручают. По различным данным, в государственных госпиталях не работает около трети аппаратов искусственной вентиляции легких и почти половина рентген-аппаратов, а уж об оборудовании для МРТ и компьютерной томографии и говорить не приходится. Зачастую проблема заключается в обеспечении больниц простыми вещами — перчатками, масками и другими расходниками, да и водоснабжение сейчас имеется только в 60 процентах медучреждений.
Медицинское оборудование в стране действительно в дефиците, в аптеках все средства гигиены уже раскуплены, чем уже пользуются спекулянты. Например, в Интернете предлагают литр спирта по 20 долларов и маски по доллару за штуку.
Все бы ничего, но без этой самой маски на улицу не выйдешь в прямом смысле слова. Марлевые повязки нужны для того, чтобы войти в госучреждения и магазины, не говоря уже про общественный транспорт. Дело доходит до абсурда — меня несколько раз останавливали полицаи, которые требовали от водителей носить защиту даже находясь в машине без пассажиров. Так что теперь маска становится настоящим "пропуском" во "внешний мир", неважно, сколько ее носит человек — пару часов или пару дней.
Резонно, что с учетом дефицита многие жители изобретают защиту из подручных средств — кусков марли, простыней и даже поношенного нижнего белья. Кстати, спирт тоже пропал из аптек, как и дезинфицирующие гели. Возбужденный народ смел с прилавков любое средство, которое могло бы даже теоретически дать преимущество в борьбе с распространением COVID-19.