План Маршалла и «экономическое чудо» Западной Германии
Непосредственно перед включением Западной Германии в «план Маршалла» 18 июня 1948 г. было принято решение о проведении денежной реформы, 24 июня снят контроль за ценами, и буквально недели спустя, с июля в страну пошёл мощный поток денег и товаров. Всего по плану Маршалла Западная Германия получила более $1,4 млрд. Из них 42% было израсходовано на закупки продовольствия и развитие сельского хозяйства, 50% на развития промышленности, и 8% на развитие транспорта.
Однако не менее важным, чем инвестиции, был организационный фактор — обеспечение сбыта продукции при задействовании простаивавших производственных мощностей. Поскольку, как указывалось выше, до этого они были задействованы на 15–25%, то неудивительно, что промышленное производство, составлявшее треть от 1936–39 гг., дало к концу 1949 г. трёхкратный рост и приблизилось к довоенному уровню.
Выделение из статистики третьего рейха цифр, относящихся к ФРГ и ГДР в их послевоенных границах — непростая задача. Из-за методологических различий в литературе называются разные годы, когда именно ФРГ восстановила довоенный уровень промышленности (вплоть до 1951-го).
При этом в мировом промышленном производстве удельный вес страны вырос за 1948–49 гг. лишь в полтора раза, с 4,3%до 6,1%) Но опережающие темпы сохранялись и впредь, благодаря чему к концу 1980-х гг. этот показатель стабилизировался на уровень 9%.
Рейтинги стран по уровню промышленного развития — аморфный индикатор, условность которого становится очевидной при переходе от валовых показателях к душевым. Для германо-японских послевоенных сопоставлений полезно учитывать, что население 10 земель Западной Германии составляло на 1955 г. 52,2 млн. , а Японии на 1956 г. — 90 млн.чел.
Существенным, если не главным фактором феномена «экономического чуда ФРГ», было участие государства и его инвестиций. Механизмы федерального и земельных бюджетов обеспечили перераспределение значительной части национального дохода в пользу накопления и расширенного воспроизводства. Дополнительно абсолютную мощность инвестиционного потока в первое послевоенное десятилетие усиливал фактор относительной демилитаризации экономики и низкой доли военных расходов.
В 1960-е гг. государство контролировало около 40% добычи каменного угля, 62% производства электроэнергии, 72% алюминия. В его руках находилось 62% капитала банковских учреждений. Федеральное правительство и правительства земель составляли пятилетние бюджетные прогнозы, осуществлялось планирование доходов, активно использовались перераспределительные возможности государства в социальных целях.
Это позволило не столько восстанавливать, сколько реконструировать промышленность на современной технологической основе. Около 80% капиталовложений направлялось в высокотехнологичные отрасли: авиа- и автомобилестроение, нефтехимию, электронику и средства автоматизации производства.