Но все сорвалось. О подготовке экспедиции узнал начальник иностранного отдела (ИНО) ОГПУ Меер Абрамович Трилиссер (расстрелян в 1940 году). Он доложил о проекте наркому внутренних дел Генриху Григорьевичу Ягоде (расстрелян в 1938 году), и тот после консультации с наркомом иностранных дел Георгием Васильевичем Чичериным проект закрыл.
Впрочем, на этом история не закончилась, и советские оккультисты предприняли еще одну попытку. В 1926 году оргбюро ЦК ВКП(б) приняло решение вернуть Блюмкина в ОГПУ и назначить его главным инструктором государственной внутренней охраны Монгольской Республики. Но это было прикрытием главного задания — Блюмкину поручалось руководство деятельностью советской разведки в Тибете, Внутренней Монголии и северных районах Китая. Тибет был в приоритете. Там Блюмкин должен был присоединиться к экспедиции увлекающегося спиритизмом и якобы работающего на советскую разведку художника и философа Николая Константиновича Рериха.
Принимал участие в подготовке экспедиции и большой друг тогдашней богемы, один из близких людей Владимира Маяковского Яков Агранов. Тут будет уместно заметить, что и Блюмкин был не чужд компаниям литераторов. Правда, в отличие от Агранова, подписавшего смертный приговор поэту Николаю Степановичу Гумилеву, Блюмкин приговоров литераторам не выносил, а убивать их только грозился. И то будучи пьяным. Например, под горячую руку ему попал поэт Осип Эмильевич Мандельштам.
Блюмкину, помимо поиска Шамбалы, было поручено наладить контакты с далай-ламой Тринадцатым. Советская Россия предлагала ему крупные кредиты для закупки оружия и обещала защиту от Тибета и Китая. Но и эта экспедиция по поискам Шамбалы с треском провалилась.
Случилось так, что члены экспедиции с подачи английских спецслужб были задержаны губернатором Синьцзяна в Хотане по подозрению в шпионаже. Помог им выпутаться из неприятной ситуации советский консул в Кашгаре — востоковед Макс Францевич Думпис (расстрелян в 1938 году).
По неподтвержденным данным, Блюмкин еще раз, под видом дервиша, посетил Тибет. Чем закончилась эта попытка, неизвестно. Фактом является лишь то, что экспедиция, организованная Бокием, была не единственной. В 1928 году в Лхасу были отправлены офицеры-калмыки для встреч с далай-ламой Тринадцатым, которые обещали ему защиту от Китая и независимость от Тибета. Не исключено, что одним из этих «калмыков» был Блюмкин.
Интересно, но в дневниках, записях и письмах Николая Рериха имя Блюмкина ни разу не упоминается. Вообще, существует много версий о том, чем занимался Блюмкин в Тибете. Все они достаточно разные и не всегда подкреплены документами. Было бы любопытно познакомиться с донесениями агентов английской разведки, наблюдавшими за Рерихом, но они пока недоступны. Кстати, Рерих знал, что англичане его «опекают».
Троцкист
После Тибета Блюмкин побывал в Китае, Монголии, где занимался поисками золота так называемого правителя Монголии — русского генерала, барона Романа фон Унгерна-Штернберга. Проверял работу советской резидентуры в Палестине и Турции.
В Константинополе он встретился со Львом Седовым, сыном Троцкого, а затем и с самим опальным «демоном революции», от которого получал письма для левой оппозиции. По возвращении в Москву Блюмкин встретился с секретарем исполкома Коминтерна Карлом Бернгардовичем Радеком (расстрелян в 1939 году) и рассказал ему о встрече с Троцким. Испуганный Радек не стал читать послание Троцкого и посоветовал Блюмкину признаться партии о контакте с опальным политиком.
Блюмкин поделился своими сомнениями с любовницей, сотрудницей иностранного отдела ОГПУ Лизой Розенцвейг. Будущий разведчик-нелегал, легенда советской разведки полковник Зарубина-Горская-Розенцвейг (погибла под колесами автобуса в мае 1987 года) тут же сдала своего любовника руководству ОГПУ. Измена партии — это не шутка, и Блюмкина приказывают арестовать. На квартире в Денежном переулке, где он жил в одном доме с наркомом образования Анатолием Васильевичем Луначарским, его не оказалось. Розенцвейг, включившаяся в поиски, предположила, что его нужно искать на Ленинградском вокзале. В итоге Блюмкина арестовали топорно — с погоней и стрельбой.