ПРОДОЛЖЕНИЕ
Теперь спрашивается, в какой мере эти издержки входят в стоимость товаров?
Когда капиталист свой капитал, авансированный на средства производства и рабочую силу, превратит в продукт, в предназначенную к продаже массу готовых товаров, и она остаётся на складах непроданной, то на соответствующее время останавливается не только процесс возрастания его капитала по стоимости. Расходы по хранению этого запаса в строениях, а также расходы на добавочный труд и т. д. составляют прямую потерю. Покупатель, который явился бы, наконец, осмеял бы его, если бы капиталист сказал: мой товар не был куплен в продолжение шести месяцев, и сохранение его в продолжение этих шести месяцев не только заставило лежать праздно такое-то количество моего капитала, но, кроме того, причинило Х дополнительных издержек. Tant pis pour vous [тем хуже для вас], скажет покупатель. Рядом с вами есть другой продавец, товар которого изготовлен лишь третьего дня. Ваш товар – залежь и, вероятно, более или менее попорчен временем. Поэтому вы должны продавать дешевле, чем ваш соперник. – Условия существования товара ничуть не изменяются от того, является ли товаропроизводитель действительным производителем своего товара или капиталистическим производителем, т. е. по существу лишь представителем действительных производителей. Он должен превратить свою вещь в деньги. Дополнительные издержки, причинённые ему фиксированием её в товарной форме, относятся к области его личных дел, до которых его покупателю нет никакого дела. Последний не оплачивает ему времени обращения его товара. Даже в тех случаях, когда капиталист преднамеренно задерживает свой товар вне рынка во время действительной или ожидаемой революции в стоимости, – и в этих случаях лишь от действительного наступления этой революции, – от правильности или неправильности его спекуляции зависит, реализует ли он свои дополнительные издержки. Но революция в стоимости не является следствием его добавочных издержек. Итак, поскольку образование запаса представляет собою приостановку обращения, вызванные этим дополнительные издержки не прибавляют к товару никакой стоимости…
Повышение стоимости товара, вызываемое ими, только распределяет эти издержки pro rato [пропорционально] между различными товарами, так как они различны для различных видов товара. Издержки по образованию запаса по-прежнему остаются вычетами из общественного богатства, хотя они и являются условием его существования…
Издержки по образованию запаса состоят из 1) количественного уменьшения массы продукта (как, напр., при запасе муки); 2) порчи качества; 3) овеществлённого или живого труда, которого требует сохранение запаса» (см. К. Маркс, «Капитал», Л., т. 2, 1950 г., стр. 140-142).
«Общий закон заключается в том, что ВСЕ ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ, вытекающие лишь из превращения формы товара, НЕ ПРИБАВЛЯЮТ К НЕМУ НИКАКОЙ СТОИМОСТИ. Это – просто издержки по реализации стоимости, или издержки, необходимые для того, чтобы перевести её из одной формы в другую. Израсходованный на это капитал (включая и находящийся под управлением последнего труд) принадлежат к faux frais [непроизводительным издержкам] капиталистического производства. Возмещение этих издержек должно воспоследовать ИЗ ПРИБАВОЧНОГО ПРОДУКТА и составляет, если рассматривать весь класс капиталистов, ВЫЧЕТ ИЗ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ или ПРИБАВОЧНОГО ПРОДУКТА: совершенно так же, как то время, которое требуется рабочему для закупки жизненных средств, является для него потерянным временем» (см. К. Маркс, «Капитал», Л., т. 2, 1950 г., стр. 145).
«ТОРГОВЫЙ РАБОЧИЙ непосредственно НЕ ПРОИЗВОДИТ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ. Но цена его труда определяется стоимостью его рабочей силы, следовательно, издержками её производства, тогда как проявление этой рабочей силы в действии, её напряжение, расходование и снашивание, как и у всякого другого наёмного рабочего, отнюдь не ограничено её стоимостью. Поэтому его оплата не стоит ни в каком необходимом отношении к массе прибыли, которую он помогает реализовать капиталисту. То, чего он стоит капиталисту, и то, что он ему приносит, – это различные величины. Он приносит ему прибыль не потому, что непосредственно создаёт прибавочную стоимость, а потому, помогает уменьшить издержки реализации прибавочной стоимости, поскольку он выполняет отчасти неоплаченный труд. Собственно торговый рабочий принадлежит к лучше оплачиваемому классу наёмных рабочих, к тем, труд которых есть искусный труд, стоящий выше среднего труда…» (см. К. Маркс, «Капитал», т. 3, Л., 1950 г., стр. 311-312).