20.11 13:58 MIGnews.com
Что будет без карантина? Как Швеция провалила эксперимент
Власти Швеции признали, что их эксперимент противостояния пандемии барановируса без карантина провалился. Ожидаемый коллективный иммунитет не возник и не смог предотвратить усиление эпидемии осенью - Швецию накрыла вторая волна.
До октября в этой стране уровень заболевания был одним из самых низких в Европе; бывали дни, когда среди жителей Швеции никто не умирал от COVID-19. На этом фоне ВОЗ ставила шведскую модель в пример.
Однако, агентство общественного здравоохранения Швеции признало, что его прогноз относительно второй волны пандемии барановирусной инфекции в стране осенью оказался ошибочным.
Главный эпидемиолог Швеции Андерс Тегнелл, который стал идеологом осуждаемой всем миром шведской модели, считал, что осенью эпидемиологическая ситуация в стране будет лучше, чем у соседей, вводивших карантинные ограничения, благодаря выработке коллективного иммунитета.
На деле оказалось, что число госпитализированных с COVID-19 в Швеции сейчас растет быстрее, чем в любой другой стране Европы. Каждый пятый тест в Стокгольме дает положительный результат, пишет издание Financial Times.
Шведский вирусолог Лена Эйнхорн, которая изначально критиковала выбранную властями стратегию борьбы с пандемией, считает подход провалившимся.
"Четыре дня назад у нас было в восемь раз больше случаев [заражения барановирусом] на душу населения, чем в Финляндии, и в 3,5 раза больше, чем в Норвегии. А у них ситуация осенью должна была быть хуже, потому что у нас должен был появиться иммунитет", - отметила Эйнхорн.
Весной, когда страны одна за одной вводила локдаун, Швеция, а также Беларусь, решили пойти своим путем - без каких-либо жестких ограничений. Если белорусский лидер Александр Лукашенко отрицал опасность вируса, то в Швеции рассчитывали на выработку коллективного иммунитета.
Коллективный иммунитет - это состояние популяции, когда ее большая часть становится устойчивой к заболеванию, защищая тем самым остальных, у кого иммунитета нет. По разным оценкам, для его появления необходимо, чтобы вирусом переболели 40-60 процентов населения. Считалось, что такие цифры будут достигнуты уже летом.
Однако в июне главный эпидемиолог Тегнелл все же признал, что стратегия страны относительно COVID-19 привела к чрезмерному числу смертей, прежде всего среди пожилых и в домах престарелых. В июле в Швеции была создана комиссия для расследования подхода властей к борьбе с барановирусом.
При этом в октябре, когда европейские страны начали возвращаться к жестким карантинам из-за второй волны пандемии, в Швеции была относительно стабильная ситуация и многие посчитали, что в действительности шведская стратегия работает.
Газета New York Times писала, шведские власти и общество сделали больше для борьбы с пандемией, чем многие могут подумать на первый взгляд. Отмечалось, что главное, в чем шведы были правы, так это то, что барановирус останется надолго, поэтому рушить экономику и ставить под угрозу устойчивость всего общества совершенно неприемлемо.