Разумеется, поселки на деньги инвесторов-горожан, причем весьма богатых: купцами, железнодорожными магнатами, аристократами. Со временем в поселки стали вкладываться целые девелоперские группы и акционерные общества. Для проектирования дачных кварталов привлекали известных архитекторов; для рекламы дачных поселков нанимали журналистов, певцов, художников.

Кратовские дачи вдохновили даже колумнистов известного журнала Esquire
А само строительство выполнялось силами крестьян из близлежащих деревень.
И, разумеется, крестьяне с радостью оставляли пахоту на земле ради такой шабашки.
Почему с радостью? Да потому что тяжелый физический труд они меняли на... тяжелый физический труд, только с большей зарплатой. Рубка леса, расчистка участков, заготовка строительных материалов, собственно строительство, подвоз дров/воды/саженцев - все это давалось непросто, зато
в 1880-е годы за месяц на дачном строительстве работы крестьянин зарабатывал 30 рублей в месяц (или даже больше при хорошем стечении обстоятельств).
В то же самое время на расположенной неподалеку фабрике (а Москва была окружена разнообразными текстильными, бумажными, кожевенными, стекольными заводиками и мануфактурами)
подавшийся в заводские рабочие крестьянин мог заработать рублей 20-25, из которых еще б что-нибудь да вычли (за опоздание на пару минут, на казенный хлеб, за койку в фабричном общежитии, за именины управляющего и т.д.; рабочая неделя, кстати, была по 60 часов, а отнюдь не по 40).
А работая на земле крестьянин вообще зарабатывал от силы рублей 8 в месяц.
30 рублей в месяц, 20 рублей в месяц или 8 рублей в месяц? Выбор очевиден!..Более того, статистика показывает, что далеко не у всех деревенских были свои лошади и свои коровы. Скажем, анализ данных о хозяйстве жителей сел и деревень, располагавшихся на территории современного Королева показывает, что
корова и/или лошадь были лишь в половине дворов (например, село Оболдино: 47 дворов - 28 лошадей, 26 коров).
Как жить-то вообще в таких условиях? Это же кошмар!
И после этого разного рода эксперты нам еще рассказывают о благословенном правлении Романовых, о молочных реках и кисельных берегах царской России... "Такую страну потеряли!.."
Естественно, по мере роста числа выполненных заказов квалификация крестьян росла. И со временем они уже начинали чувствовать себя не столько крестьянами, сколько строителями, плотниками, рабочими кирпичных заводиков, извозчиками ("экспедиторами"). Они все больше взаимодействовали с городом и с городскими обитателями, все чаще связывали свою хозяйственную деятельность с производством и сервисом и все реже - с возней на земле (тем более на земле в Подмосковье и прилегающих губерниях, где почвы далеко не самые плодородные)...
При этом и в городах или рабочих поселках зарабатывать удавалось далеко не всем...

Художник В. Маковский, "На бульваре", 1887 г.
Посмотрите на эту картину Маковского: крестьянин, подавшийся на заработки в Москву, с одной стороны охладел к жене и не проявляет никакого интереса даже к родившемуся недавно ребенку, с другой - не смог сколотить сколько-нибудь значимый капитал: у него нет денег ни на свою комнату, ни даже на застолье в трактире для рабочего класса.
Рост урбанизации и рост концентрации капитала в городах провоцировали уход крестьян из деревни. В особо тяжелых случаях на заработки вынуждены были подаваться даже дети.

Художник И. Творожников, "Нищий мальчик с корзиной", 1886
Попадая сначала в дачные и рабочие поселки или сразу крупные города крестьяне волей-неволей начинали задумываться о несправедливости социально-экономического обустройства страны, а также начинали знакомиться с социалистическими идеями.
Любопытно, что сами Романовы в общем-то имели определенное представление об уровне жизни в стране. Скажем, в дневнике князя Александра (дяди Николая II), есть интересные слова, написанные им во время поездки по стране в 1878 году:
...я видел покорные лица мужиков, бедные деревни, захолустные, провинциальные города.
Но должных выводов правящая династия, кажется, сделать не смогла.Стоит ли удивляться, что в начале XX века в России ГРОМЫХНУЛО ?..
Художник А. Куров, "Морозовская стачка".