И вот спустя всего лишь четыре месяца все изменилось, причем в худшую сторону. По версии Минобороны РФ, в северные регионы Сирии, то есть и в Африн, так называемым проамериканским формированиям были поставлены «современные вооружения». Но тут что-то не очень понятно: а куда смотрели там российские военные полицаи и почему они допустили «бесконтрольное» снабжение отрядов YPG американским оружием? Как оно могло попасть в Африн, если этот кантон представляет анклав, окруженный почти со всех сторон территориями, которые контролируют военнослужащие Турции и патронируемые ими боевики?
Турецкое информационное агентство Anadolu утверждает, что в минувшую субботу 72 боевых самолета Вооруженных сил Турции наносили удары по целям в Африне. В том числе нанесены удары по аэродрому Минниг, через который якобы самолеты США снабжали курдские силы YPG оружием, в том числе и зенитным. Но американцы могли попасть в Африн по воздуху только через территорию, контролируемую Дамаском или Анкарой. Неужели Сирия и Турция давали добро на пролет американских самолетов в Африн?
Если, по версии Москвы и Анкары, у боевиков YPG есть переносные зенитные ракетные комплексы, то почему удары турецкой авиации оказались безнаказанными? На днях заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал Микдад заявлял, что «сирийские ПВО вновь полностью боеготовы и могут дать отпор любой турецкой воздушной атаке», но ни один самолет не сбили.
Есть впечатление, что Москва посоветовала союзнику не стрелять по туркам. Не случайно премьер-министр Турции Бинали Йылдырым заявил вчера, что операция «Оливковая ветвь» в Африне проводится с ведома России и Дамаска, с которыми Анкара поддерживает контакты. «Мы работаем над тем, чтобы устранить беспокойство Ирана, а у России возражений по этой теме нет», – уточнил он. Военный эксперт Виктор Мураховский уверен, что детали «Оливковой ветви» обсуждались на прошлой неделе в ходе визита в Москву начальника Генштаба и руководителя национальной разведки Турции.
«Дамаску выгодно ликвидировать курдский сепаратизм. Это выгодно и Ирану, у которого также имеется курдская проблема, – сказал «НГ» военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. – Не исключено, что Россия уговорила Башара Асада не вмешиваться пока в боевые действия Турции против отрядов YPG, а отделаться лишь дипломатическими нотами протеста». По словам генерала, сейчас идет подготовка к проведению Конгресса сирийского национального диалога (КСНД) в Сочи. Представители YPG вряд ли туда приедут, а вот протурецкие вооруженные отряды оппозиции могут прибыть. «Видимо, у Москвы и Анкары есть на этот счет какие-то договоренности», – полагает эксперт и в связи с этим указывает на встречу, которая прошла 20 января с.г. в Сочи, где Россия, Турция и Иран обсудили вопросы участия сирийской оппозиции в КСНД. Спецпредставитель президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев заявил: «Мы очень подробно обсудили вопрос работы с сирийской оппозицией и убеждения их принять участие в данном форуме». По данным МИД РФ, делегация сирийской переговорной комиссии, являющейся объединенной группой оппозиции Сирии, прибудет на переговоры в Москву завтра.
Неткачев уверен, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган начал новую войну против курдов и заручился поддержкой Москвы потому, что понимает: «В условиях начавшейся предвыборной борьбы в России был бы очень невыгодным имиджевым моментом срыв проведения КСНД в Сочи, так как это мероприятие инициировал сам Владимир Путин». А ведь именно Анкара может этот конгресс и сорвать, надавливая на протурецкие вооруженные группировки, воюющие против Асада и курдов.
Военный эксперт Владимир Попов считает, что у Москвы сейчас есть и другой мотив «дружить» с Анкарой, и обращает внимание, что 19 января с.г., как раз накануне начала боевых действий против отрядов YPG, турецкое руководство «дало разрешение на строительство второй нитки морского участка газопровода «Турецкий поток» до побережья Турции». Глава «Газпрома» Алексей Миллер был этим доволен: «Теперь абсолютно точно обе нитки газопровода будут запущены в эксплуатацию в срок, до конца 2019 года».