07.11.2007, 21:13 #46 (продолжение)
А.Лексей
Безымянный персидский автор как бы наполнил интересным содержанием сухой
географический обзор Руси, уцелевший от рассказа Нестора. Богатая природа,
красивые города, развитое оружейное дело, торговые связи — все это дополняется
описанием воинственных русских "рыцарей", подчиняющих соседей и никому не
покоряющихся, кроме своего царя-хакана, живущего в Киеве и собирающего десятину.
Языческие погребальные обряды и уважение, оказываемое жрецам, вводят нас в
религиозный мир русов. Возможно, что к этому же ритуальному разделу относится
упоминание о загадочном городе, в котором убивают иноземцев; быть может, был в
земле русов такой священный город, куда не допускали чужаков,— например, город
Родень на Роси, город грозного славянского бога Рода-Перуна?
Другие восточные авторы дополняют сведения о русах. Богатый и знатный рус
предстает как воин, повелевающий слугами и рабами; он одет в парчовый кафтан с
золотыми пуговицами и высокую соболью шапку,, носит золотые обручи (гривны),
подтверждающие его богатство и знатность. Знатный воин отлично вооружен: у него
есть боевой топор, нож, лук, доспехи, а у пояса висит меч, подаренный ему, еще
мальчику, отцом как символ воинственного наследства. Богатый и знатный рус —
владелец корабля, хозяин партии пленных рабов и рабынь и ценной пушнины; его
доходы исчисляются десятками тысяч серебряных арабских диргемов (от каждых 10
тысяч диргемов рус делает своей жене подарок — серебряную цепь); признаком
богатства является многоженство. Запасы меда у некоторых богатых славян доходят
до 100 бочек. Десятую часть своих военно-торговых прибылей он уплачивает царю
Руси (Персидский Аноним).
Русскую знать современники упрекают в воинственности, в заносчивости,
неподатливости (Персидский Аноним). В далеких походах на юг русские дружинники
то обнаруживают чувство товарищества и готовы погибнуть все за одного, то
начинают завидовать друг другу, и родной брат готов ограбить или убить брата из-
за добычи (Ибн-Русте).
В своей родной стране, где много "замков и крепостей", русы гостеприимны по
отношению к чужеземцам и охраняют их от опасностей.
Представителей русской знати пышно хоронят: сжигают вместе с женами и рабами на
погребальном костре или опускают в обширную могилу — дом со всем оружием и
утварью. Некоторые русы были христианами уже в середине IX в.
Один из среднеазиатских авторов, писавший о Руси по материалам середины IX в.,
отметил, что это — страна, изобильная всякими благами, и обобщил разрозненные
сведения о русской знати фразой: "Одна часть населения у них (у русов) —
рыцарство".
Во главе этой рыцарской державы, "воюющей со всеми неверными и одерживающей
победы над живущими вокруг", стоит "хакан-рус", верховный глава всей
воинственной русской знати, "обширных городов и многих обитаемых стран".
Восточный титул хакана бытовал на Руси с 839 г. Обычно он применялся к наиболее
могущественным повелителям многоплеменных держав вроде Аварского, Хазарского,
Тюркского каганатов.
У славян существовала многоступенчатая лестница наименований знатных лиц
(частично знакомая и восточным авторам): известен титул жупана; выше жупана по
положению стоит князь (кнадз), ; князья, как следует из договора с греками
911г., делились на просто князей и князей великих. Всю эту иерархию увенчивал
глава Русской державы, живший в Киеве и принявший высокий титул хакана,
удержанный киевскими князьями вплоть до XI в.