агрессия в доклассовом обществе
любовь и «каритас» | агрессия |
Агрессивный инстинкт и формирование супер-эго (сверх-я) В контексте агрессивного инстинкта Фрейд возвращается к своей работе над супер-эго и рассматривает три различных возможных развития происхождения этой психической функции, единственная цель которой (в виде совести) является дисциплинирование и наказание эго.
Супер-эго представляет собой интроекцию в психику внешнего авторитета, особенно отцовского или родительского в целом. Этот тезис согласуется с тем, что Фрейд рассматривал в контексте его обсуждения Эдипова комплекса и его разрешения.
Супер-эго развивается как интернализация тех агрессивных инстинктов, которые не могут быть успешно реализованы наружу:
- „Экономика психики” (sic!)
диктует, что инстинкты никогда не могут быть рассеяны, но только переадресованы или перенаправлены. Так как цивилизация заставляет нас следить за и подавлять наши агрессивные инстинкты, то эти инстинктивные импульсы, которые были подавлены, направляются внутрь и обращаются против самого эго. Эта внутренне направлена агрессия становится основой для супер-эго и эго-наказания. - Чем больше агрессии перенаправлено внутрь, тем большую силу обретает супер-эго. Это объясняет, почему те, кто менее всего склонен к аморальным поступкам это те, кто наиболее сурово наказываются своей же собственной совестью.
Для Фрейда все импульсы являются двунаправленными, поэтому могут быть внешне или внутренне ориентированными; те импульсы, которые не могут быть направлены против внешних объектов могут быть перенаправлены внутрь, против самого себя, и наоборот.
Фрейд признает, что эти два возможных пути формирования супер-эго кажутся потенциально противоречивыми. Чтобы решить это противоречия он предполагает, что первый и второй путь формирования на самом деле правильны и дополняют друг друга, что делает супер-эго ещё более мощной функцией. Он затем предполагает, что это, пожалуй, не столько интроекции внешнего авторитета, как в первом предположении(где интроекция объясняет связь между Эго и внешней воспитывающей фигурой), но, возможно, просто агрессия которую эго испытывает против отца (или родителей), которая не может быть направлена на её истинный объект, и, следовательно, направляется внутрь против самого эго, является ответственной за эту связь. Таким образом, Фрейд объединяет первый и второй тезис и постулирует третий тезис о возникновении супер-эго. Оно возникает и из-за интроекции внешнего авторитета и, в то же время, из-за интернализации агрессии против авторитетной фигуры.
Супер-эго и чувство «вины» Теория супер-эго объясняет, почему мы чувствуем себя виноватыми не только из-за злодеяний которые мы на самом деле совершаем, но и просто из-за намерений совершить проступки, даже если сам проступок не совершается.
- Вина производное чувство от супер-эго как внутреннего психического механизма, которое служит интересам цивилизации подавляя наши агрессивные инстинкты.
- Мы чувствуем себя виновными даже просто из-за желания творить зло.
Отличие раскаяния от чувства вины. Раскаяние ощущается после совершения неприемлемых поступков. Вина же не требует действий, а просто мысль или намерение уже вызывают чувство вины. Раскаяние ощущается пост фактум, вина — перед фактом, или в его отсутствие.
Фрейд ставит риторический вопрос,
почему наше недовольство цивилизацией, которая ограничивает нашу инстинктивную жизнь и в конечном счете, становится, в виде супер-эго, самым серьёзным тираном и надсмотрщиком, выражает себя лишь как смутное чувство дискомфорта.
Предлагаемый им ответ:
Потому что чувство дискомфорта от недовольства культурой является одной из форм психической тревоги, и, как все тревоги оно находится в бессознательном состоянии, непризнаваемо и даже неузнаваемо сразу, потому что оно подавлено и цензурировано.
Таким образом, по Фрейду, цена того, что человек становится цивилизованным — принесение им в жертву части его эгоистического счастья, а также восприятие всеобъемлющего чувства вины. Всё это складывается в общее «недовольство цивилизацией», несмотря на выгоды, которые она позволяет извлекать.