Еще одна несостоявшаяся отставка — митрополит Минский Павел (Пономарев), у которого не складываются отношения с Александром Лукашенко. Да и вообще белорусы воспринимают его как «варяга», присланного к ним из Рязани и демонстративно сохраняющего гражданство РФ.
Митрополит Минский Павел. Фото: РИА Новости

На «Большой встрече» 1 марта Лукашенко бросил загадочный намек в адрес иерарха: «У нас митрополит Павел — русский человек… У нас в православии 85–88 процентов людей… Зачем навязывать Беларуси некий «русский мир», чтобы взбаламутить людей?» Кроме того, Павел известен экстравагантными высказываниями, отдающими иногда каким-то расщеплением сознания. Например, на одном из первых своих Епархиальных собраний он заявил, что Белорусская церковь должна добиваться автокефалии (по примеру Украинской), но получив ожидаемый втык из Москвы, поправился, что раньше, чем через 50 лет, говорить об автокефалии нельзя.
В другой раз он — человек, имеющий экуменический опыт и долго служивший на Западе, — внезапно заявил, что католики — не просто еретики, но вообще поклоняются другому богу («сиречь, диаволу»). Но
самый известный мем, связанный с Павлом, — «чернобыльский краник». В одном из своих телеинтервью он пообещал открыть его, если Запад будет слишком сильно давить на Россию.
2013-й год. Интервью митрополита Павла
НазначенныеГлавный бенефициар последнего заседания Синода — митрополит Тверской Савва (Михеев) — человек, сформировавшийся как церковный администратор целиком в эпоху патриарха Кирилла. Он стал новым Управделами Патриархии, ему всего 38 лет. Лишь в 2011 году Савва был призван из ярославской глубинки на служение настоятелем московского Новоспасского монастыря, где располагался неформальный штаб парамилитарного движения «Сорок сороков». Был заместителем Варсонофия по управлению делами, а летом прошлого года получил первое назначение на кафедру — в Тверь. Выстраивать карьеру Савве помогал бывший Ярославский митрополит Кирилл (Наконечный), ныне занимающий Свердловскскую кафедру.
Троице-Сергиева Лавра. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Новым наместником Троице-Сергиевой лавры также стал «птенец гнезда Кириллова» епископ Парамон (Голубка), 41-летний выходец из Закарпатья. Старт карьеры Парамона, ранее возглавлявшего в Москве Донской монастырь, связывают с его сестрой — монахиней Серафимой, казначеем Архангельской митрополии РПЦ. С 2001 года они вместе с сестрой подвизались в Сахалинской епархии при епископе Данииле (Доровских), позже переехавшем со всем своим «кланом» в Архангельск. В 2012-м Парамон, послужив какое-то время в Капотне, стал наместником Донского монастыря, а в 2015-м — епископом. На место Парамона в Донской монастырь призван из далекого Уржума 35-летний епископ Фома (Демчук), уроженец города Бельцы. Он стал епископом менее двух лет назад и продвигался митрополитом Варсонофием.
Важное Финансово-хозяйственное управление патриархии («потоки») возглавил 42-летний митрополит Вологодский Игнатий (Депутатов), также ставший архиереем уже при Кирилле — в 2011-м. До архиерейства служил в Рязани, а потом стал епископом в Донской митрополии уже упоминавшегося в начале этой статьи митрополита Меркурия (Иванова). Именно его влиянию на патриарха приписывают эксперты это назначение — то есть
Игнатий, скорее всего, будет «альтер-эго» гораздо более мощного аппаратно Меркурия, главы Отдела религиозного образования.
Ну и под занавес, совсем уж второстепенные назначения.
Митрополит Симон (Гетя) переезжает из Мурманска в Орел на место отправленного на покой митрополита Антония (Черемисова), за которым тянется шлейф скандалов разного рода. Мурманским же митрополитом стал морской офицер в отставке, человек с довольно неоднозначной биографией, отражающей, впрочем, «ценности» кирилловской эпохи в РПЦ, Митрофан (Баданин). Архимандрит Савва (Тутунов), выписанный Кириллом специально из Парижа, чтобы быть замом Управделами Патриархии, станет епископом Зеленоградским, сохранив свой прежний пост. На нем лежит основная неблагодарная работа по инспектированию епархий и разбору жалоб на архиереев.
Общая тенденция новых назначений — омоложение административного аппарата патриархии и усиление монолитности «кирилловской команды», от которой отсекаются иерархи, доставшиеся в наследство от Алексия II и даже от Пимена.