...Как уже писал в самом начале, по возможности здесь я буду избегать ненужного погружения в предмет - сейчас все люди грамотные, а потому классические основы того или иного направления, при желании, любой освоит легко и без моего участия. Мы же здесь попытаемся уделить внимание неочевидному. В свете этого, более, вероятно, о Гностицизме сказать и нечего. Однако из этого малого берут начала вопросы настолько значительные, что христианство, причислив христианских гностиков к злостным еретикам в свое время, и по сей день ведет борьбу с проявлением этой устойчивой мысли. И, хотя бы во-многом критикуя христиан, здесь я с ними вполне солидарен сразу по целому ряду замечаний.
Начнем с самого простого - пункта, обозначенного выше как 3.1.
По-идее, неэлитарных ценностей в природе не существует. Иначе же либо это не является ценностью для неискушенного обывателя, либо не составляет какой-то важности в принципе - стало быть, нечего и охранять. Однако существует и другой момент, более пикантный, где возникает вопрос уже не попирания святыни невежественным большинством, но вполне-себе меркантильный, личный интерес такого охранителя, чье положение позволяет иметь исключительный приоритет над простыми людьми. Мы хорошо помним, что "знание - сила". И в этой связи трудно представить, что положенное в основу-основ гностицизма "Знание" - есть хрупкая драгоценность, а не способ, или попытка манипуляции, с извлечением личных выгод. Мне могут возразить - сам же писал выше о предопределенности, а "телесный" человек, перед которым, гипотетически, вдруг открылась святая-святых просто не поймет, не оценит, если еще и не повредит. От этой, целиком рассудочной логики отталкивались впоследствие многие духовные направления и ордена, однако эта же суровая логичность приводила их в разряд маргинальных подпольных сект, либо утопающих в грязных внутренних интригах между своими лидерами, либо превращаясь в чисто формальные организации по обеспечению сохранения вполне-себе земного имущества. Оба же варианта, понятное дело, весьма скоро отходили от заявленных прежде высоконравственных целей и задач, а потому немедленно теряли всю первоначальную инерцию развития, вскорости рассыпаясь, тем принося лишь немалое разочарование своим искренним поклонникам. Этой же проблемой страдали и гностики во все времена. Эта же щепетильность в отношении вторичного и духовная мелочность всякий раз превращала их, без всякого сомнения, громадный фактический информационный багаж в пустое место, в набор мифологического суесловия, которое невозможно с какой-либо пользой употребить. Так в чем же состояла ошибка? По моему глубокому убеждению, она состояла в первом, что необходимо было преодолеть на таком Пути - склонности ко всякой возможности допущения мысли о качественном разделении людей на "достойных" и "недостойных". До времени, артефакты, безусловно, требуют охраны, это само-собой, но никак не Знание - если это действительно Знание, которое происходит от Высшего Существа, а значит полагается всем в равной и самой полной степени. И вот здесь мы сталкиваемся с очень важным моментом, который необходимо подчеркнуть особо: тем и отличаются прагматически-материалистические ориентиры от идеалистически-духовных, что первые всегда полагают своему сохранению в жертву другого, а вторые сами приносят в жертву себя ради общего мира и благополучия. То есть эмпирический подход здесь не работает - знание законов общества твердо указывает - "спрячь!", - и это одна правда, по которой открытое Знание, в ста процентах случаев, будет безжалостно попрано ногами толпы. Но существует иная логика, и иной подход, который никогда не оглядывается, но смотрит только вперед, говоря - "пусть и они будут счастливы!". Когда такое звучит внутри, а толпа, как и было предсказано, истерично скачет на бесценных свитках, духовное возрождается из пепла, как птица Феникс, незримо попадая в сердце каждого живущего. И уже ничего нельзя изменить -мелочный глупец рыдает о потоптанной бумаге и сожженных книгах, тогда как тот, кто действительно несет людям Знание понимает, что посеял самые добрые семена, совершив наилучшее из должного... Позже, когда семена взойдут, они поймут, что сотворили, и тогда стыд их будет сложно передать...
Выражаясь менее изысканно, по настоящему духовное учит идти вопреки даже здравому смыслу, в том случае, если такое нарушение бросает вызов очевидной дисгармонии, никак не желая с ней мириться. Отказаться от Знания в угоду общего равенства, согласиться прозябать в Вечности, но
вместе, чем вкушать Райские плоды
в полном одиночестве - вот что пеняют гностическим направлениям настоящие христиане, а также их единомышленники, выступая против его "элитарности". Здесь гностицизм подменяет обретение Духа обретением рациональных благ, к мистическому прогрессу, как можно видеть, не имеющих никакого отношения. ...
ОКОНЧАНИЕ ТЕМЫ ГНОЗИСА МОЖНО НАЙТИ ЗДЕСЬ.