е) теорию этногенеза, где жизнь этноса начинается и заканчивается на маленьких пятачках Земли (взрыв пасссионарности, завоевание территорий, постепенная утрата завоеванного и достигнутого и печальный конец)?
Отдаю себе отчет, что многим читателям предложен кусок концепции истории покажется неправдоподобно смелой. Пока вы еще окончательно не сформулировали свое отношение, я осмелюсь привлечь в свои союзники Л. Н. Толстого, процитировав короткий фрагмент
из романа «Война и мир»: «Как для астрономии трудность признания движения Земли состояла в том, чтобы отказаться от непосредственного чувства неподвижности Земли и такого же чувства движения планет, так и для истории трудность признания подчиненности личности законом пространства, времени и причин состоит в том, чтобы отказаться от непосредственного чувства независимости своей личности. Но как в астрономии новое воззрение говорило: "Правда, мы не чувствуем движения Земли, но, допустив ее неподвижность, мы приходим к бессилию; допустив же движение, которого мы не чувствуем, мы приходим к закону" — так и в истории новое воззрение говорит: "И правда, мы не чувствуем нашей зависимости, но, допустив нашу свободу, мы приходим к бессилию; допустив же свое зависимость, мы приходим к закону".
Эти гениальные строки написаны почти полтора столетия назад, когда еще не были созданы теория относительности, квантовая механика, человечество не оперировало категориями "пространство-время", "обратная связь", "системный подход", "ноосфера", общественно-политические доктрины были областью интересов ограниченного числа узких специалистов, а о постижении истин, открывающихся с развитием социологии, психологии и проч. можно было только мечтать.
А сегодня на дворе XXI век...
В.В. Курляндский Тайны жрецов