Технология оболванивания простого народа всё время совершенствуется и шлифуется. Раньше была в основном только одна духовная сивуха - религия. Сейчас духовных сивух очень много - телевизор, компьютерные игры и тому подобное. Плетью обуха не перешибёшь.
Психотерапевт Литвак как-то писал, что чтение развивает способность к критическому мышлению и критическому восприятию действительности, а телевизор и радио способствуют развитию некритической доверчивости к подаваемой информации. А теперь сопоставьте колличество вдумчиво читающих с колличеством некритически потребляющих теле- и радиопрограммы. Ещё раз повторюсь, плетью обуха не перешибёшь. Если раньше, в эпоху до телевидения и радио, вдумчиво читающая публика была по настоящему опасна для существующих режимов, ибо их словам внимали жаждующие информационной новизны народные массы (ничего не поделаешь, человеческий мозг жаждет информационной новизны), то сейчас их уже никто не будет слушать, ибо потребность к поверхностной информационной новизне с лихвой удовлетворяется телевидением и радио. И их попытки чего-либо объяснить простому народу будут только гласом вопиющего в пустыне (как максимум они найдут себе, совершенно не опасный для существующего режима, ограниченный круг единомышленников, типа нашей интернет-тусовки).
Данная ситуация не так проста, как я спервоначалу с налёту подумал. Объективная реальность несколько сложнее. "=?
С появлением интернета возможности воздействия на народные массы у вдумчиво читающей публики значительно расширились. Одно дело потрепаться с тремя-четырьмя людьми на кухне, в курилке или в общественном транспорте и совсем другое запостить тему на мало-мальски популярном интернет-форуме. Просмотров и прочтений в этом случае может быть гораздо больше (до нескольких десятков, а то и сотен тысяч), а это уже возможности вполне сопостовимые с средствами массовой информации.
Может ли эта интернет-плеть перебить обух информационного СМИ-официоза это уже другой вопрос. Как бы то ни было, нынешняя ситуация является гораздо более благоприятной нежели чем до появления интернета. "=?
В начале нынешнего года рейтинг Путина опустился, а доля россиян, обладающих мобильным телефоном, поднялась до 91%. Это показатель важной перемены: сотовых телефонов стало столько же, сколько телевизоров. Значит, все население России теперь охватывают сети общения по горизонтали, а не только сети управления, идущие от единой вершины вертикали. Интернет и еще больше — сотовая телефония побеждают телевидение не в качестве СМИ (средств массовой информации), а в качестве СМК (средств массой коммуникации), т. е. в качестве иных средств, и главное — иных принципов построения общества. Таковое теперь может существовать само по себе, а не потому, что есть единый для всех центр и символ в лице президента. С появлением единства, устроенного иначе, по принципу самоподдерживающихся сетей, острота потребности в этом символе снижается, что и выразилось в снижении его рейтинга.
Столичные акции протеста, прежде всего их странные на первый взгляд формы вроде общего катания по Садовому кольцу и коллективного сидения на бульваре, показали (пока в игровой форме) появление и жизнеспособность нового типа социальности: без единого центра, без харизматического лидера. Опыт протестных движений все более интересует народ: их теперь поддерживает 41%, не поддерживают — 37%.
В ходе акций звучала критика не только персоны президента, но самого формата его президентства.
Автор — руководитель отдела социокультурных исследований«Левада-центра»
Читайте далее:
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/9242601/teflon_i_telefon#ixzz2PcKjTuQF