«СОЛИДНЫЙ ГОСПОДЬ ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД ?!»
December 3rd, 2009
Скандал вокруг передачи иконы из Русского музея в церковь при элитном поселке в подмосковье
Древняя «Богоматерь Одигитрия» не станет иконой для богатеньких!
Патриарх Кирилл, министр культуры Авдеев и бизнесмен Шмаков забирают экспонат из Государственного Русского музея не для коттеджного поселка на Истре. Образ возвращается к себе домой, в храм, где находился со времен Александра Невского.
Скандал грянул неделю назад, и новость, честно говоря, была кошмарной.
«Русский музей заставляют передать одно из главных своих сокровищ - икону «Богородица Одигитрия» - в руки частного бизнесмена! Жемчужина, датируемая XII - XIV веками, будет находиться в храме элитного коттеджного поселка, принадлежащего главе строительной компании «Сапсан» Сергею Шмакову!»
Информационное пространство, и так перманентно жующее новости о безработице среди россиян и величине счета Абрамовича, накалилось.
«Элитного, значит, закрытого?» - гневно вопрошали журналисты.
Мысль о том, что искусство более НЕ принадлежит народу, что общее достояние можно вот так запросто передать нуворишу, не укладывалась в головах, и вождь мирового пролетариата явно ворочался в гробу в Мавзолее.
Но деятели культуры лупили фактами: письмо с требованием «передать» прислал Патриарх, а положительную резолюцию на него наложил сам министр культуры Авдеев.
«Нам говорят, Патриарху нельзя отказать», - плакали в эфире работники музея и тут же рассказывали, что в прошлом году отказали: покойный Патриарх всея Руси Алексий Второй на три дня (!) просил «Троицу» Андрея Рублева для Троице-Сергиевой лавры, но Третьяковская галерея встала на дыбы, и дело замяли.
То есть в знаменитую Троице-Сергиеву лавру не отдали. А в никому не известный храм Александра Невского в поселке «Княжье озеро» в подмосковной Истре - пожалуйста! Ярость кипела. И ведь какой тонкий вкус у бизнесмена: просто икона для храма ему не годится.
Публицисты язвили: «Солидный господь для солидных господ...»
Представители РПЦ осторожно комментировали, что в музее икону все равно невозможно было увидеть: Богоматерь не экспонировалась, так пусть теперь порадуются хотя бы избранные.
Позицию хранителей иконы можно сформулировать коротко: «Ни за что».
«Княжье озеро»
Во-первых, из-за сохранности «Одигитрии». Ее состояние сотрудники отдела древнерусского искусства Русского музея в Открытом письме Дмитрию Медведеву описали как «крайне сложное»: «Грунт иконы хрупкий, слабо связан с основой...»
А проще говоря, тронь - рассыплется.

«Богоматерь Одигитрия»
Именно из-за этого в 70-х годах прошлого века лик изъяли из экспозиции и поместили в запасники на спецхранение: в залах музея ходят люди, дышат - температура и влажность меняются, что для такой «неженки» смерти подобно. Выжить икона может только при неукоснительном соблюдении климатического режима, перемещать ее нельзя ДАЖЕ В СТЕНАХ МУЗЕЯ.
Во-вторых, о передаче иконы не хотели слышать из-за условий в храме: он только что построен, стены не просохли, там установлены кондиционеры... «Это кошмар», - говорила в интервью «Радио свобода» ведущий научный сотрудник музея Ирина Шалина (главная защитница иконы).
Правда, вскоре выяснилось, что условия в храме как раз идеальные: группа музейных работников нагрянула из Питера в поселок и убедилась, что бизнесмен Шмаков приготовил для святыни витрину-киот - полностью герметичную и с собственной установкой микроклимата стоимостью более трехсот тысяч долларов.
В Русском музее таких НЕТ! А в Третьяковской галерее - всего две!
Но мнения работников музея это не изменило: передача национального достояния в частные руки - факт вопиющий не только с этической, но и с практической точки зрения. Ведь музей - не только учреждение культуры, но и, по сути, Гохран! Государство ведь не выдаст просто так какому-нибудь дядечке тонну золота из своих запасов...
«Это полное безобразие и разврат. Это покушение на то, что принадлежит всем нам, а не просто отдельно взятому поселку «Княжье озеро», где, понимаешь ли, люди, которые близки к правительству, богатенькие люди, имеющие состояние и влияниие», - заявил завотделом древнерусского искусства Института искусствознания Минкультуры Лев Лившиц.
Тот самый храм Александра Невского в «Княжьем озере».
К дискуссии присоединились директор Эрмитажа Пиотровский, сотрудники Третьяковской галереи...
Тем не менее в понедельник, 30 ноября, реставрационный совет Русского музея, несмотря на протесты непосредственных хранителей святыни, принял решение: транспортировка возможна. Говорящий факт: бизнесмен Шмаков на этом совете присутствовал. А отдел древнерусского искусства, делающий все, чтобы памятник не «уплыл на сторону», не пригласили.