Империалистичность капитализма, глобальный империализм «капиталистьной демократии» – источник фашизма
Чтобы понять историю фашизма, нужно осознать империалистическую, колониалистскую направленность «классического или чистого» капитализма, а значит – «капиталистьной демократии», которая была открыты уже в начале ХХ века, в пост-марксовский период развития теории капитализма, благодаря трудам Р. Люксембург («Накопление капитала», 1908) и В.И. Ленина («Империализм как высшая стадия капитализма», 1916).
В чем состоит это открытие?
В том, что капитализм, и соответственно «капиталистьная демократия», не могут себя воспроизводить и развивать на собственной базе, не эксплуатируя колонии за пределами границ своей страны (своей территории). В.И. Ленин в своей работе по теории империализма показал огромные масштабы изъятия ресурсов из зависимых стран финансовым капиталом капиталистических стран Западной Европы, Англии и США. В Англии, подчеркивал В.И. Ленин, с 1865 по 1898 гг., «народный доход» приблизительно удвоился, а доход «от заграницы» за это время вырос в 9 раз, за счет неэквивалентного (колониального по своей сути) обмена на рынке товаров.
Подхватив эту линию анализа империалистической формы расширенного воспроизводства капитализма, С.Г. Кара-Мурза, на основе достаточно убедительной теоретической логики (работа «Работа В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма: современное прочтение», 2004), показал, что «цикл расширенного воспроизводства не может быть замкнут только благодаря труду занятых в нем рабочих, за счет прибавочной стоимости. Для него необходимо непрерывное привлечение ресурсов извне капиталистической системы (из деревни, из колоний, из «третьего мира»). Дело никак не ограничивается «первоначальным накоплением», оно не может быть «первоначальным» и должно идти постоянно».
Вот почему по В.И. Ленину, «чем выше развитие капитализма, чем сильнее чувствуется недостаток сырья, чем острее конкуренция и погоня за источниками сырья во всем мире, тем отчаяннее борьба за приобретение колоний».
Вот почему так называемый «чистый капитализм Запада», проводя свою колониально-империалистическую политику, всегда пресекал «развитие «туземного» капитализма» (по хлесткому выражению С.Г. Кара-Мурзы), благодаря чему, по выражению К. Леви-Стросса «Запад построил себя из материала колоний».
Автор в своих работах по теории глобального империализма и капиталократии («Глобальный империализм и капиталократия», 2008, «Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива», 2004) показал, что:
первое, капитализмы империалистичен по своей внутренней природе, поскольку он не может осуществлять свое расширенное воспроизводство, не осуществляя в той или иной форме эксплуатацию колоний за своими пределами;
второе, империалистичность, его колониалистский характер есть форма отражения его утопичности, в том смысле, что он не может бытийствовать в границах своей страны на собственной основе, на основе замкнутого цикла расширенного воспроизводства, только за счет эксплуатации собственного рабочего класса (а это означает, на что впервые обратила внимание Р. Люксембург, что схема замкнутого цикла расширенного воспроизводства капитала только за счет прибавочной стоимости, получаемой за счет эксплуатации собственного рабочего класса, невозможна);
третье, капитализм, как империализм за прошедшие почти столетие со времени выхода знаменитой книги Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма», прошел свое развитие и превратился в глобальный империализм;
четвертое, капитализм бытийствует как строй капиталократии, эволюция которой привела к появлению мировой финансовой капиталократии, находящейся на «вершине» пирамиды власти мировой капиталократии, включая и капиталократию транснациональных компаний;
пятое, глобальный империализм таким образом есть особое качество строя мировой финансовой капиталократии, вне которого она существовать не может;
шестое, глобальный империализм, мировая финансовая капиталократия не могут существовать, не превращая весь мир за пределами своей «метрополии» в «поле» своей колониально-империалистической эксплуатации, – эксплуатации природы, людей и народов;