Ученые, мировоззрение которых сформировалось во время госатеизма, – сторонники научной методологии материализма, которая, конечно, имеет права на существование, но только как «одна из». Следует помнить, что наряду с точными, существуют и гуманитарные науки, к которым близка теология, имеющая развитое философское и этическое измерение. Материализм же, как и точные науки вообще, не имеет никакого отношения к этической категории должного. Прикладное значение таких наук определяется мировоззрением людей, которое не определяется только научными факторами. Наука, вообще говоря, определяется не столько предметом, сколько методом исследования, и современные гуманитарные науки, включая, например, библеистику, владеют современным инструментарием в полной мере.
В обращении ученых содержится жесткое противопоставление веры и знания, религии и науки, веры и культуры. Но большинство крупных ученых верили в Бога: Исаак Ньютон, М. Ломоносов, Г. Мендель, Тейяр де Шарден, А.Швейцер, В.Гейзенберг, Д.Менделеев, Павел Флоренский, Лука Войно-Ясенецкий, и десятки, если не сотни, других ученых мирового класса были священниками, монахами или богословами. Стало быть, синтез веры и знания вполне возможен. М. Планк, Н. Бор, Э. Шредингер, Б.В.Раушенбах писали о глубокой подспудной связи науки и религии. А.Эйнштейн утверждал, что для ученых немаловажным стимулом является их "глубокая вера в разумное начало мироздания" (т.е. телеология). Похожей точки зрения придерживался А.Д.Сахаров. Недавно в Германии была издана книга «Мы верим», в которой собраны высказывания 53-х крупных ученых, среди которых 7 лауреатов Нобелевской премии. Основная идея книги в том, что ученый постигает премудрость Творца в творении. Но академики как будто об этом не ведают и приводят цитату одного американского физика лауреата Нобелевской премии С. Вайнберга: "Опыт ученого делает религию совершенно несущественной". Вряд ли авторы письма имеют моральное право выступать от имени всей науки.
Ученые называют теологию "совокупностью религиозных догм", утверждая, что "любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой". Всё это имеется и в теологии, особенность которой лишь в её большей экспериментальной проблемности, как более пограничной дисциплины. В основе теологии лежат догматы, но и в основе фундаментальных наук также лежат аксиомы, которые принимаются учеными без всяких доказательств, то есть на веру. Теология и наука имеют, таким образом, сходную гносеологическую структуру, различаясь характером аксиом. Во многих университетах Европы и США теология прекрасно уживается с естественно-научными дисциплинами. Следует различать догматику и догматизм.
Ученые приводят в качестве примера Галилея, якобы жертвы церковной несправедливости. Но Галилей умер в преклонном возрасте своей смертью в своей вилле под Флоренцией. А академик генетик Н.И.Вавилов, например, – оказался жертвой светского государства, был приговорен за «шпионаж» к расстрелу и сгноен в тюрьме в свои неполные 56 лет. Мощи Галилея покоятся в церкви Санта-Кроче во Флоренции, а останки Вавилова теряются в безвестных саратовских рвах. Так что светская инквизиция пострашнее церковной бывает. Было бы интересно узнать мнение академиков-подписантов по поводу страшных судеб своих предшественников в условиях такового светского государства. Безбожный гуманизм (коммунизм) порождает чудовищ, но это уже вопрос в компетенции философии, которая, похоже, у академиков не в чести.
Но, могут возразить, одно дело - личная вера, и совсем другое – конституционный принцип, провозглашающий отделение церкви и религии от государства, а значит и всех государственных учреждений. С этой точки зрения преподавание религиозных дисциплин в школе возможно у нас только факультативно (см. «Закон о свободе совести и религиозных объединениях, 1997), а религиозное освящение ракет и других видов оружия массового уничтожения просто недопустимо. Курс ОПК декларируется как светский и культорологический, но можно представить, во что может обернуться его преподавание в наших условиях при нехватке соответствующих преподавателей с широким г
Несомненно, что авторы обращения являются специалистами в своих сферах знания, но их знания о религии, похоже, ограничиваются пропагандистским атеизмом коммунистического прошлого нашей страны.